Журнал лидеров Приморского бизнеса
Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей
Журнал лидеров Приморского бизнеса

Невозможно быть одновременно профессионалом во всех областях бизнеса. Но можно прочесть, что пишут твои коллеги из журнала, который с 1998 года выстраивает коммуникационную площадку для прямого обмена полезной информацией между руководителями.

КД-онлайн  Консалтинг   Клуб директоров   Подписка   О нас   Прайс  
Поиск
Расширенный поиск
Архив журналов
Классификатор
Регион
Консалтинг
Финансы
Внешне экономическая деятельность
Право
Безопасность
Страхование
Строительство Недвижимость
Производство
Рыбный базар
Экология и бизнес
Торговля
Сервис и услуги
Перевозки
ПроДвижение
Справочники
Телекоммуникации
Полиграфия
Наука, образование, медицина
Туризм, спорт, отдых
Ипподром
Бизнес и культура
Справочники
Адвокаты Владивостока
Адвокаты Края
Нотариусы Владивостока
Нотариусы Приморья
Выставка
Фотография
Живопись
АртМагазин
Расписания
Авиалинии
Движения автобусов

Клуб Директоров, издательство
(423) 245-40-70, 245-08-78
www.bazar2000.ru




ПОДВИГ ВО ЛЬДАХ (К 100-ЛЕТИЮ СЕВЕРНОЙ ОДИССЕИ ВИЛЬКИЦКОГО)


В России, как известно, великие деяния совершаются, когда «жареный петух» клюнет. Таким «петухом» в начале XX века стала Русско-японская война. Поражение отрезвило - оказалось, правы были те, кто ранее призывал в целях национальной безопасности осваивать другой маршрут - северный.

Впрочем, такой проект уже существовал. В 1904 году группа гидрографов во главе с генералом Андреем Вилькицким и капитаном 2-го ранга Александром Варнеком разработала соответствующий проект, но в правительстве его отклонили - на том основании, что запрашиваемые средства слишком велики - три миллиона рублей.

Гибель флота в Цусиме, падение Порт-Артура, потеря сфер влияния обошлись в сотни раз дороже. Теперь уже деньги, прежде якобы неподъемные, были изысканы без лишних проволочек.

На Невском заводе в Санкт-Петербурге специально для будущей экспедиции были построены два ледокольных транспорта - «Таймыр» и «Вайгач». Их постройка велась при активном участии флотского офицера Александра Колчака, за плечами которого уже был немалый полярный опыт. Ввод судов закончили в 1909-м и к лету следующего года транспорты благополучно южным полукругосветным путем пришли во Владивосток, откуда и надлежало штурмовать Арктику.

Подготовка велась основательно, капитально. Предшествующий опыт, в частности экспедиции барона Толля, ясно давал понять, что шутки с Арктикой плохи - требовалось продумать все до мелочей. Экспедиция проводилась под эгидой военно-морского ведомства, получила название Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО). Экипажи формировались исключительно на добровольной основе.

В 1910-12 гг. экспедиция совершила несколько плаваний на Север, обогнула Чукотку, доходила до устья Колымы. В ходе плаваний велось изучение глубин, рельефа, течений, ледовой обстановки, определялись зоны, пригодные для мореплавания, проводились другие обширные исследования.

Итоги этих плаваний показали, что можно замахнуться и на большее - пройти весь Северный морской путь. К осуществлению этой задачи решено было приступить летом 1913 года. В этот период произошла смена руководства. Вместо заболевшего полковника Ивана Сергеева экспедицию возглавил капитан 2-го ранга Борис Вилькицкий, сын инициатора северной эпопеи.

Борис Вилькицкий в свои 28 лет уже немало повидал. Имел боевой опыт участия в Русско-японской войне, был ранен, удостоен наград. Дальнейший ход плаваний в Арктике покажет, что выбор его руководителем оказался весьма удачным.

В кампании 1913 года ледовая обстановка оказалась значительно хуже прежних лет. Шторма, мощные льды сильно затрудняли движение, бывали дни, когда всего на несколько миль удавалось продвинуться.

К исходу августа корабли добрались до мыса Челюскина. Ранним утром распогодилось, и с обоих кораблей почти одновременно увидели береговые очертания. Первая мысль, как потом вспоминали некоторые участники похода, что перед ними легендарная Земля Санникова, которой бредило не одно поколение мореходов и исследователей.

Пошли вдоль берега, вскоре стало ясно, что открыт новый, ранее неведомый остров. Начальник экспедиции распорядился провести необходимые меры по закреплению территории за Россией. На остров сошли команды обоих транспортов, был сооружен знак - гурий, поднят русский флаг. В приказе по экспедиции Вилькицкий укажет: «...Нам удалось достигнуть мест, где еще не бывал человек, и открыть земли, о которых никто и не думал».

Возможности более детального изучения острова не было - надвигалась полярная зима. Но на пути встали непроходимые льды, и пришлось повернуть назад. В Главное гидрографическое управление ушла радиограмма о новом открытии.

Это была сенсация мирового масштаба - последнее в истории планеты великое географическое открытие. Площадь новоприобретенных земель без малого 40000 кв. километров - это больше, скажем, территории Бельгии…

Суда вернулись во Владивосток, а начальник экспедиции поспешил в столицу с докладом. В Географическом обществе молодого полярника, чье имя звучит теперь по всему миру, внимательно слушают видные ученые, члены правительства, представители двора. Не обходит вниманием и царь - Вилькицкий удостаивается звания флигель-адъютанта. Теперь он приближен ко двору, его ждет блестящая карьера, светят высокие назначения. Но…

Молодой командор без колебаний отклоняет все предложения - надо спешить назад, сделано ведь только полдела!

Забегая вперед, отметим, что прирост Империи в самом центре арктического фасада государства вновь открытыми землями не остался незамеченным. Самый пристальный интерес проявили за океаном. Да такой, что в 1916-м Правительство России через свой «Вестник» сочло необходимым сделать следующее заявление: «Значительное число открытий и географических исследований в области полярных стран… пополнилось новейшими успехами, коими закончилась деятельность начальника Гидрографической экспедиции капитана 2 ранга Вилькицкого. Этот офицер… открыл обширные земли, распространяющиеся к северу от Таймырского полуострова, коим были даны наименования Земли Императора Николая II, острова Цесаревича Алексея… Правительство имеет честь нотифицировать настоящим правительствам союзных и дружественных держав включение этих земель в территорию Российской Империи…»

Но вернемся к делам экспедиции. Плавания на север показали, что надо готовиться с еще большей тщательностью. На этот раз транспорты загрузились полуторагодовым запасом угля, продовольствия, пресной воды. И, как оказалось, не напрасно.

Последний бросок на арктические приступы оказался и самым продолжительным, и самым трудным.

Вышли в море в июне 1914-го, благополучно достигли Чукотки, зашли в порт Ном на Аляске. Здесь и узнали, что началась война. Немедленно связались со столицей - люди-то военные - как быть дальше?

«Продолжать, - последовала команда, - осуществить сквозной проход по Северному морскому пути».

На этот раз условия плавания оказались еще сложнее. С большим трудом дошли до Таймыра, где им путь преградили мощные ледовые поля. «Таймыр» получил повреждения, «Вайгач» вмерз в лед. Наступила долгая зимовка.

Ледовый плен стал серьезным испытанием для мореходов, не обошлось без потерь. Скончались вахтенный штурман лейтенант Жохов и кочегар Ладоничев. Для сохранения микроклимата на судах активно велась общественная жизнь, устраивались творческие вечера, коллективные чтения произведений литературы, всевозможные викторины и даже спортивные соревнования - по лыжам и футболу…

Был момент, когда связь с Большой землей нарушилась. На помощь пришло норвежское судно «Эклипс», имевшее мощную антенну. Связались с Петербургом.

«Считаю положение транспортов безопасным до весенних льдов, - как ни в чем не бывало радировал Вилькицкий морскому министру. - Пройдя Челюскин, встретили непроходимые льды. Оба транспорта застряли у северного полуострова Оскара и медленно дрейфуют со льдами... Провизии хватит на год».

Только к лету 1915-го льды отпустили пленников. Суда вышли на чистую воду и устремились к цели…

3 сентября (по н. ст. - 16-го) 1915 года «Таймыр» и «Вайгач» достигли Архангельска. Так впервые в истории мореплавания Северный морской путь был пройден с востока на запад.

Знаменитый норвежский полярный исследователь Руал Амундсен писал: «В мирное время это плавание возбудило бы весь мир». Увы… В Европе бушевала мировая война и было не до арктических исследований, пусть даже эпохальных.

На родине героев ждали почести, награды. Все ушли на фронт, доблестно воевали. Вилькицкий командовал на Балтике эсминцем «Летун», командир «Вайгача» Петр Новопашенный также поднялся на мостик боевого корабля.

Затем наступила проза жизни, да такая, что не могла привидеться даже в самом кошмарном сне.

В годы Гражданской войны большинство полярников не приняли новую власть, эмигрировали. Те, кто по каким-то причинам не смог выбраться или перешел на сторону красных, хлебнули сполна - лагеря, расстрел. Уцелели единицы - лейтенант Лавров, врач Старокадомский…

Вилькицкий уехал на Запад. Человека с мировым именем ждало нищенское прозябание. Чтобы не умереть с голоду, приходилось браться за любую работу. Был садовником, водителем, разводил кур, подрабатывал репетитором в русских семьях. Есть сведения, что в годы Второй мировой войны немцы пытались привлечь Вилькицкого к арктическим исследованиям - категорически отказался.

Борис Андреевич верил в будущее России, с удовлетворением воспринимал зарождавшийся в середине 30-х годов процесс освобождения родины от чуждых идей.

Поистине пророчески звучат сказанные однажды Вилькицким слова: «Пройдут годы, забудутся ужасы революции и гражданской войны, исчезнут одиозные народу имена, рассеянные по всему необъятному простору России, как уже исчезли улицы и заводы имени Троцкого. Вернется Ленинграду имя великого Петра, как и другим городам их исторические названия. Обретут вновь и эти земли имена покойных Государя и Цесаревича, имена, принадлежащие им по праву истории».

Скончался великий и к тому времени почти забытый командор в 1961 году в Бельгии. В 1997 году его прах был перевезен в Россию и перезахоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

…Очень скоро опыт Вилькицкого и его сподвижников будет взят в СССР на вооружение. В начале 30-х Северным морским путем пойдут караваны. Сначала, правда, с заключенными на Колыму, потом трасса стала активно использоваться в военных целях, особенно в годы Великой Отечественной войны.

Параллельно делалось все для замалчивания великого открытия. Сначала убрали царские названия, заменив их большевистскими. Например, два небольших островка архипелага переименованы в честь - кого бы вы думали? - Розы Люксембург и Карла Либкнехта, основной остров лишился императорского названия и стал Северной Землей…

Между тем российская общественность готовится отметить столетний юбилей, прежде всего, это будет в Санкт-Петербурге.

Автор сих строк связался намедни с жительницей Северной столицы, внучатой племянницей Вилькицкого Ириной Тихомировой, которая ведет большую работу по увековечиванию имени великого предка.

Ирина Семеновна рассказала о предстоящих торжествах. Устраивается научно-практическая конференция, на которую съедутся видные исследователи Российского Севера. Большая работа планируется действующим в Питере историко-патриотическим клубом имени Б.А. Вилькицкого, ждут приезда внука Бориса Андреевича - Петера Вилькитски, проживающего в настоящее время в Германии…

 


КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ К СТАТЬЕ:


7 Sep, 2015 05:13
Лебле-Абраменко
С интересом прочитала статью, такие публикации помогают поддерживать
память и вспомнить о великих русских людях, которые своими делами
приумножали славу России, но были в свое время незаслуженно ею
отвергнуты.
 
Ваш комментарий
Ваше имя:

Введите число:

Осталось знаков:700
Русское зарубежье

Опрос
Есть ли у вас свой сайт и устраивает ли вас его состояние на данный момент?
Да есть, состояние устраивает
Да есть, состояние не устраивает
Нет сайта, но хотелось бы сделать
Для ведения бизнеса мне сайт не нужен
Разработка и продвижение сайтов

Топ статей
Заполним анкету, господа!
Закон Парето может озолотить
Особенности национальной работы и эргономика
Финансовый анализ предприятий в России
Услуги зарубежных страховых компаний в России
Поступление иностранных инвестиций в Приморье
История одного барреля
Гешефты от Нориты
История русской кухни
Ипотека вчера, сегодня или завтра
Рассылка новостей
Реальная экономия на междугородней связи!

Copyright © 2002-2014 Клуб Директорв Developing by Web-Director bazar454070@yandex.ru
Hide|Show