Выставка Павля Куянцева «Крепость Владивосток»
Павел Павлович Куянцев (1912-1997) – родился во Владивостоке, в 1931 году окончил судоводительское отделение Владивостокского морского техникума, в 1939 году получил диплом капитана дальнего плавания. Рисованием увлекался с детства, в его становлении в качестве художника большую роль сыграла встреча с Николаем Максимовичем Штуккенбергом – первым дальневосточным капитаном-художником. Более 2000 акварелей создано Павлом Куянцевым. Его гризайли с 1972 года регулярно публиковались в газете «Боевая вахта». Его акварели демонстрировались в России и за рубежом, хранятся в музеях, картинных галереях, частных коллекциях.
Крепость Владивосток
Название выставки (проходящей в галерее «АртЭтаж» с 25 апреля
по 26 мая) дал цикл акварелей Павла Куянцева из фондов Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.
Павел Куянцев известен как художник-капитан, в творчестве которого есть несколько последовательно разрабатываемых тем: море и корабли, город Владивосток, Владивостокская крепость. Коллекция Музея содержит 85 изображений объектов крепости. В реалистической манере с точным воспроизведением деталей изображены форты, капониры, бетонные укрытия, редуты, убежища, казармы, парапеты, бойницы. По акварелям П. Куянцева можно понять масштаб и географические границы грандиозного сооружения, годы строительства которого стали славной страницей в истории фортификационного искусства.
Творческая линия в жизни Павла Куянцева возникла еще в молодости, в его книге воспоминаний «Я бы снова выбрал море» есть глава под названием «Рисунок для лоции»: «На горах приполярных областей, в том числе и у нас на Чукотке, когда летом растает годовалый снег, остаются во впадинах и расщелинах склонов пятна старого, многолетнего снега. Эти пятна каждый год в одно и то же время имеют почти одинаковую форму и сохраняют ее до свежих осенних снегопадов. Поэтому, делая зарисовки побережья для лоции, я старался как можно точнее передать эти пятна и указывал дату рисунка. 2 августа 1948 г. пароход «Луначарский» пришел в Анадырь и стал на левый якорь. Сделав рисунок берега с пятнами снега на горе Мария, я положил его в ящик стола и вышел на мостик, чтобы посмотреть, не идут ли баржи». Этот случай говорит о том, что он практически не расставался с альбомом, таким его запомнили те, кто знал.
Но первые художественные опыты начались гораздо раньше. Еще в детстве проснулась тяга к рисованию: мальчишкой Павел рисовал с натуры, внимательно наблюдая за нюансами окружающего мира. Этот навык использовал позже в акварелях, точно запечатлевая детали корпусов судов, архитектурных объектов, характеристики моря. На выставках он признавался, что всю жизнь колебался, какому из двух призваний посвятить себя, да так и проплавал 45 лет, будучи капитаном и художником одновременно.
Учиться Павел Куянцев пошел в штурманский класс морского техникума, капитаном стал в 26 лет, на долгие годы связав свою жизнь с морем. Рисование было второй страстью – Николай Максимович Штуккенберг, которому Куянцев показал свои первые работы, оценил их так: «…Вырастите в заметного художника». Павел Куянцев состоялся и в профессии, и в творчестве: в 1958 году Куянцеву было присвоено почетное звание «Лучший капитан морского флота СССР», а в 1960-е начал выставлять свои работы, получив признание зрителей и профессионального сообщества. В 1963 году его акварели были представлены на Всесоюзной художественной выставке в Москве. Персональный выставки во Владивостоке пользовались неизменным успехом, но творчество художника-моряка в первую очередь связывали с маринистикой.
Интерес к теме крепости возник в 1970-х годах, когда Павел Куянцев вышел на пенсию. Будучи уже не молодым, он по-прежнему не расставался с альбомом, выходя на этюды в разные места города, где сохранились объекты Владивостокской крепости. За несколько лет (акварели датируются 1973-1982 гг.) он создал цикл работ, имеющих не только художественную, но и историческую ценность. К сожалению, время и не бережное отношение к объектам крепости привело к тому, что ряд сооружений находится в плохой сохранности. Акварели, выполненные без малого 50 лет назад, дают возможность их увидеть.
Это востребовано зрителем: в 2021 году 20 работ экспонировались на выставке «Владивостокская крепость в акварелях Павла Куянцева» в Музее города на ул. Петра Великого, 6; в 2022 году к 110-летию художника Приморская картинная галерея организовала выставку «Я бы снова выбрал море», где были представлены акварели на разные темы. В канун Года Владивостокской крепости, объявленный Правительством Приморского края, Музей-заповедник создал виртуальную выставку, представив произведения Павла Куянцева, посвященные крепости.
В музейную коллекцию цикл акварелей поступил в 1984 году, а после того, как в 2019 году был образован федеральный Музей-заповедник «Владивостокская крепость», и комплексу уникальных оборонительных сооружений, построенному в конце XIX – начале XX века во Владивостоке и окрестностях, стало уделяться большое внимание, работы П. Куянцева приобрели особую ценность. Они дают возможность увидеть объекты крепости, «разбросанные» на территории от о. Русский до Седанки, в одном выставочном пространстве. В Артэтаже впервые экспонируется такое количество работ.
Ольга Зотова, с.н.с. Музея-заповедника истории ДВ им. В.К. Арсеньева