Кто вы, господин Ильин?

Насаждающий сыск и предательство сам будет однажды предан
Иван Ильин, 1928 г.

Иван Александрович Ильин (1883-1954) – русский философ, писатель и публицист. Представитель Белого движения и идеолог Русского общевоинского союза (РОВС), убеждённый приверженец принципа непримиримости в борьбе с коммунизмом. В 1922 году был выслан большевиками из России на «философском пароходе». В эмиграции стал сторонником так называемых монархистов-непредрешенцев, тяготел к интеллектуальной традиции славянофилов. С 1923 по 1934 год работал в Русском научном институте в Берлине. С 1927 по 1930 год был редактором и издателем журнала «Русский Колокол». В 1938 году благодаря финансовой поддержке Сергея Рахманинова переехал в Швейцарию. Умер в г. Цолликон, (Швейцария) 21 декабря 1954 г.


Иван Ильин – один из самых популярных ныне русских философов. Его регулярно в своих речах цитирует президент, его книги переиздаются, его философию как отдельный курс даже изучают в некоторых ВУЗах. Однако философ имеет не самую однозначную репутацию в народе: одни называет его истинным русским патриотом, другие – обвиняют в идеологических симпатиях к различным формам фашизма.

Нужно признать, что его яркий слог не оставляет никого быть равнодушным. Как замечательно он пишет о добре и зле в своей статье «Победит правое дело»:

«Дело обстоит не так, что миру нужен изворотливый инстинкт, не ведающий добра и зла, а дух – миру не нужен. Напрасно думать, что «добродетель мешает жизни», что «честность есть достояние глупцов», что «святость есть проявление слабости», что «сила всегда на стороне беззастенчиваго порока»… Нет. Инстинкт без духа есть разнузданиe и извращение, раздор и гибель. Гнусна и обречена та жизнь, которая видит в добродетели помеху. Отнимите от ума честность, и ум станет подлой, растленной хитростью, любимым орудием глупца. Святость всегда была великим источником жизнеустроения, зарядом творческой энергии. А беззастенчивый порок может импонировать только слабым людям: ибо только они воображают, будто разнуздание инстинкта делает человека сильным; и именно потому они, вяло мечтая разнуздать свою слабость – идут в узду к беззастенчивым и в ярмо к порочным…

Что создано на свете злобою, ненавистью, ожесточенной свирепостью? Ничего. – От злобы душа каменеет: от ненависти она слепнет; свирепость раскалывает душу и истощает ее. И вот, власть, проповедующая злобу и насаждающая ненависть, – истощает и растрачивает энергию своего собственного правящего слоя и сама себе готовит озлобленного и свирепого мстителя. Какой общественный строй может держаться на классовом своекорыстии, на жадной склоке, на проповеди мирового грабежа? Такая власть, развязывая порочного лентяя и запугивая трудолюбивого, – мертвит жизнь страны и сама себя подрывает. Зависть не строит, а губит и разрушает. Ложь накапливает разочарование и презрение. Насаждающий сыск и предательство сам будет однажды предан. Насилие взывает к противонасилию. А безбожие всегда вело массу только к бесстыдству и вседозволенности: и в этом его рок».

Но мы знаем и другого Ильина.

В «Письмах о фашизме» (1925-26) он открыто поддерживает молодой фашистский режим и его вождя Бенито Муссолини. А в статье «О русском фашизме» («Русский колокол» №3, 1928 г.), он доказывает идентичность фашизма и Белого движения, считая его частью последнего:

«Фашизм является итальянской светской вариацией белого движения. Русское белое движение более совершенно, чем фашизм, благодаря религиозной составляющей».

Однако если симпатию к итальянскому фашизму ещё можно списать на его относительную мягкость, то публикации Ильина о немецком национал-социализме оправдать уже сложнее. В 1933 году Ильин приветствовал приход к власти Адольфа Гитлера, полагая, что его власть остановит распространение большевизма в Европе.  В статье «Национал-социализм. Новый дух» (май 1933 г.), он выступил в поддержку нового режима:

«…Я категорически отказываюсь расценивать события последних трёх месяцев в Германии с точки зрения немецких евреев… То, что происходит в Германии, есть огромный политический и социальный переворот… Что cделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе… Сброшен либерально-демократический гипноз непротивленчества. Пока Муссолини ведёт Италию, а Гитлер ведёт Германию – европейской культуре даётся отсрочка…».

Или такое:

«Дух национал-социализма не сводится к «расизму». Он не сводится и к отрицанию. Он выдвигает положительные и творческие задачи. И эти творческие задачи стоят перед всеми народами. Искать путей к разрешению этих задач обязательно для всех нас. Заранее освистывать чужие попытки и злорадствовать от их предчувствуемой неудачи – неумно и неблагородно».

В 1934 г. в силу разногласий с национал-социалистами Ильин был снят с должности руководителя института. В 1938 г. благодаря финансовой поддержке Сергея Рахманинова переехал в Швейцарию. Поскольку Ильину не разрешалось работать или вести политическую деятельность, он в основном занимался вопросами этики и психологии.

В 1937 году в книге «Основы христианской культуры» он целую главу посвящает «христианскому национализму», пытаясь совместить Библию и свои взгляды. При этом написанное резко контрастирует с политикой нацистов и фашистов: Ильин пишет, что национализм – это всего лишь творческая любовь к своему народу. Однако, и тут находится обоснование превосходства одних народов над другими. По Ильину, «духовно бедные» народы должны подчиняться «духовно сильным», чтобы служить Богу:

«Каждый народ служит Богу, как умеет – всей своей историей, всей культурой, всем трудом и пением своим. Один народ служит творчески, и цветет духовно; а другой – нетворчески, и духовно хиреет. Есть такие народы, что перестают служить и становятся шлаком истории; и есть такие, что в своем малом и скудно-беспомощном служении угасают, не достигнув расцвета. А есть и такие, что могут осуществлять свое служение только под водительством другого, духовно сильнейшего народа…»

И даже в 1948 году в сборнике статей «Наши задачи», уже после окончания войны, раскрытия преступлений нацистов и фашистов, Ильин пишет:

«…фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру».

Признавая поражение национал-социализма и итальянского фашизма, антирусскую направленность первого и антирелигиозность второго, философ остаётся при своём мнении, что в корне эти течения были правы, так как боролись с коммунизмом.

Ильин, как и многие наши соотечественники, перед нападением Гитлера на Россию, видел в нем прежде всего освободителя от коммунизма. И это заблуждение, бесспорно, отразилось на его репутации. Но с другой стороны, нельзя просто взять и забыть все его труды. Они достойны тщательного изучения, потому что в них он пророчески предсказал многое из того, что мы сейчас наблюдаем в мире. И в этом его заслуга.



Добавить комментарий

Войти через соцсети