Мозг и тело – организмы симбионты (4)

Представляется 4 часть сокращенной статьи биохимика Л.В. Андреева

Я взялся за непосильную работу доказать свою многолетнюю уверенность в том, что мозг и тело – это совершенно различные организмы, находящиеся в неразрывном, передаваемом по наследству симбиозе и неспособные существовать друг без друга.

Это попытка привлечь внимание общественности к рассмотрению версии о том, как нейроны животных «инфицируют» тело животного и как они передаются потомству от клеток матери через ретровирусы. Например, исследования показали, что уровень IQ в большей степени определяется материнскими генами. Интеллект не передается от отца к сыну! Известно, что ученые из Университета Глазго в Великобритании начиная с 1994 г. тестировали умственные данные 13 тысяч людей в возрасте от 14 до 22 лет. Анализ показал, что даже с учетом многих факторов, точнее всего предсказать их умственные способности можно было по уровню IQ их матерей. Одним из доказательств этого феномена является отсутствие потомственного нобелевского лауреатства. По состоянию на 2020 год известно около 923 нобелевских лауреата, из числа которых – только три пары «отец-сын». На женщинах такая статистика не работает.

Симбиоз – это общая категория межвидовых взаимодействий, в которых организмы разделяют пространство в течение длительных периодов времени. Ниже я описываю один из известных, очень необычных видов симбиотических отношений, но полагаю, что в этой интереснейшей области биологии не всё известно.

Как показали Райан Керни из Университета Далхаузи (Канада) и его коллеги, водоросли устраиваются в эмбрионе пятнистой саламандры Ambystoma maculatum фактически до рождения, когда еще неоплодотворенные яйца проходят по половым путям матери. Пятнистые саламандры (живородящие амфибии) бОльшую часть своей жизни проводят под землей, охотясь на сверчков, многоножек. Полностью на открытую поверхность они выбираются теплыми и влажными весенними ночами в поиске партнеров для спаривания. Самки откладывают до сотни яиц, которые залипают на поверхности подводной растительности. Снаружи яйца покрыты толстой желеподобной оболочкой, которая затрудняет транспорт кислорода, без которого потомство выжить не сможет.

Амфибии научились устранять это препятствие к развитию потомства, подселяя в эмбрион фотосинтезирующие, то есть продуцирующие кислород, водоросли. Водоросли не только располагаются между клетками зародыша саламандры, но даже проникают в них, фактически предоставляя ему свои фотосинтезирующие органеллы во временное распоряжение. Холоднокровный зародыш саламандры становится для водорослей инкубатором, способствуя их размножению. Столь тесное сотрудничество с фотосинтетическими организмами ранее фиксировалось только у беспозвоночных (к примеру, у кораллов). Считалось, что в случае с позвоночными это невозможно из-за действия адаптивной иммунной системы, уничтожающей чужеродный биологический материал. Однако в данном случае либо клетки саламандры каким-то образом отключают иммунную систему, либо водоросль как-то её обходит.

По всей видимости, водоросли попадают в эмбрионы в момент формирования у них нервной системы. Однако это вовсе не означает, что эмбрионы на ранней стадии не содержат водорослей. Одно из самых любопытных наблюдений Керни заключается в том, что водоросли присутствуют уже в яйцеводах самок, где формируется защитная оболочка. Очень может быть, что водоросли проникают уже в половые клетки.

В наше время вирусной психопатиии даже в детских книжках уже появляются рисунки коронавирусов, а вот как в мире животных появилась нервная система, как возникли ганглии и мозг высших животных ничего толком до сих пор не известно. Известно только описание онтогенеза сложнейшего процесса формирования нервной системы, где со всей ясностью можно проследить филогенез в нейробиологии и даже как-то ответить, почему возникла нервная система. Не понятен только вопрос: откуда она появляется?

Нервная система у всех животных имеет эктодермальное происхождение. Она выполняет следующие функции: связь организма с окружающей средой (восприятие, передача раздражения и ответная реакция на раздражение), связь всех органов и систем органов в единое целое, лежит в основе формирования высшей нервной деятельности. Впервые нервная система появилась у кишечнополостных и имела диффузный или сетчатый тип нервной системы, т.е. нервная система представляет собой сеть нервных клеток, распределенных по всему телу и связанных между собой отростками. Дальше эволюция нервной системы идет по пути концентрации нервных клеток в определенных местах тела, по пути образования нервных узлов (ганглиев). Эти узлы возникают там, где находятся клетки воспринимающие раздражение из окружающей среды.

Головной мозг у млекопитающих достигает максимального развития. Полушария настолько велики, что покрывают средний мозг и мозжечок. Особо развита кора больших полушарий, площадь ее увеличена за счет извилин и борозд. Кора имеет очень сложное строение и называется новой корой – неокортекс. Появляется вторичный мозговой свод – неопаллиум. Спереди от полушарий расположены крупные обонятельные доли. Промежуточный мозг, как и у других классов, включает эпифиз, гипофиз и гипоталамус. Средний мозг относительно мал, он состоит из четырех бугров – четыреххолмия. Передняя кора связана со зрительным анализатором, задняя – со слуховым. Наряду с передним мозгом сильно прогрессирует мозжечок. Из мозга выходит 12 пар черепно-мозговых нервов…»

Продолжение следует


Для быстрого контроля силы НГ ищите робот в Телеграм @TalkingBird_bot. Это продлит быстротечную жизнь. Инструкция для пользования системой голосового анализа здесь.



Добавить комментарий

Войти через соцсети