Позиция суда в спорных налоговых вопросах

В связи с изменением налогового законодательства, многочисленными спорами по применению тех или иных норм налогового законодательства формируется и судебная практика. Зачастую позиция судебных органов отличается от позиции налогового ведомства. Рассмотрим подробнее некоторые нововведения в налоговом законодательстве и сформировавшуюся позицию арбитражных судов по некоторым вопросам.

С 1 января 2009г. изменился порядок обжалования Решений налоговых органов. Решения о привлечении к ответственности теперь можно обжаловать в суде только после обращения в Управление ФНС. Такой порядок установлен в пункте 5 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ. А опротестовать иные акты (например, требование об уплате налогов, пеней, штрафов) можно сразу в суде (Письмо Минфина России от 3 июня 2009 г. № 03-02-08/46). Что касается досудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган, то оно обязательно лишь для тех случаев, когда решения о привлечении к ответственности датированы не ранее 1 января 2009 года. Сотрудники УФНС обязаны выносить решения об обжаловании в течение одного месяца и 15 рабочих дней. Как показывает практика, налоговики этот срок чаще всего соблюдают. Решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части (п.9 ст.101 НК РФ). Если Решение по апелляционной жалобе не устраивает налогоплательщика (отказано в удовлетворении жалобы, удовлетворена частично и т.д.) он имеет право обратиться с иском в арбитражный суд. При этом, в соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07) срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ (3 месяца) должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом, а не с даты вынесенного нижестоящей налоговой инспекцией оспариваемого решения.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает права компании присутствовать при рассмотрении апелляционной жалобы в Управлении ФНС. Данного вывода придерживается и налоговый орган в своих многочисленных письмах. Тем не менее, арбитражные суды считают, что инспекторы обязаны пригласить организацию, если она заявила такое ходатайство. К такому выводу, в частности, пришел ФАС Поволжского округа, который в своем Постановлении от 2 февраля 2009 г. № А12-10757/2008 указал, что рассмотрение и принятие решения по апелляционной жалобе без участия налогоплательщика, при наличии ходатайства о рассмотрении жалобы в его присутствии, является нарушением процедуры принятия решения, которое затрагивает его право на защиту и влечет отмену принятого Управлением решения. Данный вывод суда был поддержан и Высшим Арбитражным судом РФ (Определение ВАС РФ от 24 июня 2009г. № ВАС-6140/09).

На позиции налогоплательщиков находятся суды и при рассмотрении жалоб на предмет того, что в ходе рассмотрения апелляционных жалоб вышестоящим налоговым органом рассматриваются вопросы, не связанные с содержанием жалобы, и принимаются решения, увеличивающие суммы налогов и санкций. Так, в своем Определении от 29 мая 2009г. №ВАС-5172/09 Высший Арбитражный Суд указал, что вышестоящий налоговый орган при рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика не вправе отменить или изменить решение нижестоящего налогового органа в части, не связанной с содержанием этой жалобы. Принятие Управлением по итогам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика решения, ухудшающего его положение, означает фактически осуществление контрольной функции за деятельностью нижестоящего налогового органа вне процедуры, определенной законодательством. Не обошли вниманием арбитражные суды и вопросы правильности принятия решений по результатам проведения дополнительных мер налогового контроля (п.6 ст.101 НК РФ). ФАС Северо-Западного округа, оценив доводы налогоплательщика о том, что налоговый орган, проводивший дополнительные меры налогового контроля, принял решение без приглашения и участия в рассмотрении результатов дополнительных мер налогоплательщика, пришел к выводу, что данные действия налогового органа являются существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, поскольку налогоплательщик был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и представлять объяснения после проведения инспекцией дополнительных мер и отменил решение налогового органа в полном объеме. Высший Арбитражный Суд РФ поддержал выводы Суда. (Определение ВАС РФ от 13.08. 2009г. №ВАС -10279/09). Сформировалась позиция Арбитражного Суда и в отношении писем, опубликованных в на частный запрос. Определением ВАС РФ от 15.06. 2009 г. № ВАС-7202/09 указано, что письменные разъяснения чиновников, размещенные в электронных справочных системах, освобождают налогоплательщика от пеней и штрафов. При этом не важно, что то или иное письмо отвечает на вопрос конкретной компании. ВАС РФ указал на то, что компании могут руководствоваться разъяснениями Минфина. Хотя письма и являются ответом на частный запрос, они считаются адресованными неопределенному кругу лиц, так как опубликованы в общедоступной справочной системе.

Кроме этого, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.03.2009г. №5-П положение, содержащееся в абз.4 и 5 п.10 ст. 89 НК РФ в части права повторной выездной налоговой проверки признано не соответствующим Конституции РФ, при условии, что решение нижестоящего налогового органа было оспорено в судебном порядке, и по нему принят вступивший в законную силу судебный акт.



Добавить комментарий

Войти через соцсети