Гордость житейская не есть от Отца, но от мира сего (2)

Зависть, похоть, чревоугодие, гордыня, лень, жадность, гнев, уныние – к какому из семи смертных грехов ты склонен больше всего?

Протоиерей Петр Винник

Продолжение. Начало  в КД в №07(273), июль 2023

— Чем так страшна самость, если она всё же природна, пусть и ветхому человеку? Почему радикально настроенные юродивые, не мирящиеся с половинчатостью и жаждущие полноты общения с Богом, предпочитали выбросить её «за борт»?

— «Самость корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться как не на себе? и останавливается. Вот и самость» (свт. Феофан Затворник). Она страшна тем, что душа в первородном грехе поначалу услаждается грехом, а затем скорбит и унывает. Сладок грех, но горько раскаяние. Душа, как бы послушна телу, поскольку подвержена плотскому вожделению. Душа становится поклонницей чувственных страстей, которые как идолы для человека.

По своему плотскому устроению душа отчуждается от Бога, Который есть Дух, ибо Дух с плотью враждует. Пока тело существует во времени и не разлучилось с душой через смерть, плоть услаждается страстью.

С разрушением тела по исходе души страсть не исчезает, а пребывает в порабощённой ею душе. Только утолить страсть душа уже не может по причине отсутствия тела. Плотская душа испытывает «скрежет зубов и томление духа». Поэтому авва Дорофей учит отсекать всякую страсть в самом зародыше, пока та своей привычкой не укоренилась в навыке, от которого уже нелегко избавиться.

Именно бесстрастие как нищета духовная является первым блаженством, которое обещает Спаситель. Без этого блаженства невозможно достичь и последнего, когда нас во Христе будет ненавидеть весь мир, будут гнать и злословить.

Стать Христовым значит быть противным миру. «Половинчатость» не принималась у юродивых, которые полностью подчинили свою жизнь воле Бога, нося в себе самоуничижение Христово. К ним относятся слова ап. Павла «Бог судил нам, последним, быть как бы приговорёнными к смерти»1. Своим безумием, которое мир не вмещает в себя, становясь немощными, терпя голод и жажду, наготу и побои, скитаясь в пропастях земных, юродивые побеждают и самость греха.

— Складывается впечатление, что мы должны практически осуществить выбор действующей в нас силы: ветхой, природной или новой, надприродной. Ну, как две железнодорожные колеи и стрелка-переключатель между ними — надо выбрать по какому из путей поедет наш «поезд»: по самодвижущемуся биологическому или благодатному, свободному, дарованному Христом.

— Природный, биологический путь, связанный с нашей падшей природой, как бы обкрадывает нас, подменяет собой путь личностный, связанный с Христом. Спаситель говорит: Я – есть Путь и Истина. Никто не может прийти к Отцу Небесному иначе как через Христа. Призывая Имя Христово, мы становимся на умственное делание молитвы, которая очищает наш ум от прилогов дьявола и вселяет в чистое сердце благодать как дар от Бога.

Исихасты-подвижники через Иисусову молитву входят в состояние бесстрастия. Это не означает, что душа лишается своей страстной силы, как говорит святитель Григорий Палама, а отчуждается греховной самости и направляет страсть от зла к благу.

Однако у этого делания есть свои подводные камни, натолкнувшись на которые можно впасть в бедствие. Подвижники, которые достигают высот умственной молитвы, могут также впадать в сатанинскую прелесть. Такая гордость именуется духовной. Пока человек не выйдет из храмины тела, самоуничижение не должно покидать нас. Оставлять сокрушение сердца крайне опасно.

Что можем сказать о себе и о бремени временной жизни? Разве словами пророка Исаии: «О, окаянный аз» (Ис. 6:5). Везде сети дьявола. Апостол Павел молил Господа, чтобы избавиться от сатанинского воздействия.

Господь указал на то, что сила Божья в немощи совершается. Эти слова указуют тот узкий путь, которым следует идти, не уклоняясь ни влево, ни вправо, а прямо к Христу, не полагаясь на свои силы, а только лишь на помощь Божью.

— Прп. Иустин (Попович) говорит, что «смиренномудрие – это единственное лекарство от гордости и остальных грехов». Что это значит? Что такое смирение, если говорить в контексте нашей беседы?

— Избавляться от плотских страстей и подчинять свои тело и душу Св. Духу есть начало смирения. Христос отказался взаимодействовать с ветхой чувственностью апостола Петра, когда тот отговаривал Его от крестных страданий. Господь сказал ему: «Отойди от Меня, сатана, потому как думаешь не о Божественном, а о человеческом».

Господь «кроток и смирен сердцем» призывает нас отречься от себя и, взявши крест, следовать за Ним. Совершенное смирение достигается страстями Христовыми во всемирной Жертве Любви, нам его надо только принять из рук Христовых.

Апостол Павел, носивший раны Христовы на теле2, свидетельствовал о своём постоянном сораспятии Христу. Когда по слову того же апостола, «уже не я живу, но Христос живёт во мне», человек «совлёкшись ветхого человека, облечётся в нового», тогда Дух Божий возвещает душе, что она спасена. Потому как все наши скорби прекратятся, когда мы смиримся (прп. Силуан Афонский).

По слову Н. Лосского, человек призван постепенно и постоянно заменять сосредоточенное на самом себе сознание церковным сознанием. Во Христе каждый из нас призван носить не только своё человечество, но и всю вселенную, все творение, что без смирения не осуществимо.

 Беседовала Светлана Коппел-Ковтун



Добавить комментарий

Войти через соцсети