Гордость житейская не есть от Отца, но от мира сего

Зависть, похоть, чревоугодие, гордыня, лень, жадность, гнев, уныние – к какому из семи смертных грехов ты склонен больше всего?

Протоиерей Петр Винник

Преподобный Иустин Попович, как и другие святые, учит, что всякий грех является грехом лишь по причине гордости, и сатана есть сатана по причине гордости. То есть, если бы не существовало гордости, то не существовало бы и греха ни в ангельском, ни в человеческом мире. Гордость – порождение падшей во грех природы, падшего во зло мира, «ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16).

Постичь, что такое гордость, как она в нас действует и преодолеть её – главнейшее дело жизни, без которого и жизни в подлинном смысле слова быть не может. Нет человека, не заражённого этим духовным вирусом, и до смерти каждый человек, даже достигший духовных высот, рискует оказаться под её властью, если упустит из виду эту змею, если перестанет блюсти себя от её яда.

– Что такое гордость житейская?

– Присвоение тварью того, что по праву принадлежит только одному Создателю – это преступление гордости. Произошло оно в духовном мире задолго до появления первого человека. Денница был первым преступником. Этот архангел, одеянный  божественной светлостью, сияя паче других высших сил по щедродательности Творца, возомнил, что этим блеском премудрости и этой красотой добродетели, какими украшался по благодати Творца, обладает он естественными своими силами, а не по великодаровитости Божией. И, как поясняет св. Иоанн Кассиан, вознесшись по этой причине, почёл себя равным Богу, как ни в чем не имеющим нужды, подобно Богу – как будто для пребывания в такой чистоте не имел он нужды в божественной помощи. Так всецело положился он на силу своего свободного произволения, веря, что ею одной будет ему в избытке доставляемо все потребное для полного совершенства в добродетелях и для непрерывности верховного блаженства. Это одно помышление сделалось для него первопричиной пагубного падения. За неё будучи оставлен Богом, в Котором почёл себя не имеющим нужды, и тотчас сделавшись оттого неустойчивым в добре, он и немощность собственной своей природы почувствовал, и потерял блаженство, которым по дару Божию наслаждался. Затем, с появлением первого человека, желание взойти на небо и быть равным Вышнему смертельным ядом вошло в плоть Адама и Евы. Так гордыня ангельская стала плотской, человеческой. Она клятвой легла на весь последующий человеческий род и стала источником всех грехов.

–  В человеке много самодвижущегося, природного, самость —  тоже?

– Человек ходит под Богом, что бы он ни думал о себе. Без воли Отца Небесного и волос с его головы не упадёт. Однако человек слишком самонадеян. Он, подобно деннице, присваивает Божьи дела себе самому. Человек считает, что может управлять миром, поворачивая реки вспять, подчиняя космос, по своей воле, досрочно, умерщвляя людей в процессе эвтаназии или, наоборот, может жить вечно, благодаря какому-нибудь эликсиру бессмертия. Все это – свидетельство горделивости, плоды сатаны и антихриста. Этот богоборческий дух вытеснил из души человека сыновнее послушание Отцу, место послушания занял эгоцентризм – дьявольское самолюбование.

Если первый, ветхий Адам множится  в первородном грехе и в своей самости, поглощая и порабощая всё, что в мире, то второй Адам – Христос истощается и ничего не приемлет от мира. Дьявол, так легко искусивший Адама, не смог уловить в свои сети Богочеловека, постившегося в пустыни перед мессианским служением. Сатана искушал Христа, говоря: если Ты Бог и голоден, пусть камни будут хлебом, прыгни с высоты, ведь ангелы понесут Тебя на крыльях, будь царём всего мира и т.д. Но Господь отверг все лукавые предложения, на все грани самости праотца Адама: самодовольство, самоуверенность, самоутверждение, Он, как Господь Всемогущий, Вездесущий, Всеведущий наложил печать послушания Отцу, Он во всем ограничил Себя, самоуничижился даже до смерти. В самоуничижении Бог-Творец становится творением – Человеком, вторым Адамом, чтобы в смерти по человеческой природе снизойти до той бездны, в которой оказался падший человек, и поднять его к Себе.  Поэтому всякая ветхозаветная самость побеждается Христовым смирением.

– У московского старца  о. Алексия Мечёва была в ходу поговорка: «Два врага у нас – «окаяшка» да «яшка»», «яшкой» он именовал как раз самолюбие, т.е. человеческое «я», которое любит заявлять о своих правах. Могли бы вы прокомментировать эту прибаутку батюшки?

– Святому праведному о. Алексию Мечёву в юные годы Господь попускал немалые скорби для духовного возрастания, он даже терпел побои. Такое «попускаемое Промыслом и наказательное смирение» по слову преп. Григория Синаита даруется для того, чтобы подвижник опытно ощутил и познал свою немощь, беспомощность, бессилие, «не обретая никакой помощи ни от дел, ни от Бога» – гордость мешает действовать Богу; и через это сокрушил в себе свою самость, первородный грех. Ведь на все испытания сурового отца-настоятеля будущий отец Алексий отвечал смирением: не роптал, не злословил, не пытался уйти на другой приход к милостивому настоятелю храма. Осуждая своих обидчиков, мы тем самым утверждаемся в своей самости.  Эту самость и старался искоренить в себе праведный отец Алексий.

Продолжение следует



Добавить комментарий

Войти через соцсети