Подростковый бунт
Многие родители обращаются к психологу, когда их дети попадают в подростковый возраст. Обычно они говорят, мой ребенок совсем отбился от рук. Такой хороший мальчик, прилежный послушный, хорошо учился и вдруг… Я не узнаю своего ребенка. Появились бранные слова, оскорбляет старших, просишь что-то сделать, а он на мои просьбы не обращает внимания. С ним стало сложно или почти невозможно договариваться. Сделайте с ним что-нибудь, а то я за себя не ручаюсь. Так обычно говорят папы.
Да, такие удивительные метаморфозы происходят в период взросления и становления с подростком.
Для подросткового возраста часто характерен такой «бунт». Когда со стороны кажется, что поведение стало неуправляемым, в настроении могут преобладать раздражительность, депрессивные нотки. Настроение быстро может меняться. Многое для подростка кажется вдруг совершенно не правильным, у него появляется на происходящее свое мнение и ему обязательно его надо отстаивать и сопротивляться многим сложившимся правилам. Им могут не нравиться строгие правила, и они отказываются просто подчиняться, хотят всегда внести свое и перестроить многие процессы под себя. Начинаются яркие эксперименты с внешностью. Мальчики могут отращивать или сбривать волосы, девочки – стригут и сбривают, красят их. Пирсинги, татуировки и т.д. Эксперименты с одеждой.
В возрасте 12-15 лет многие подростки начинают одеваться монохромно. Часто в одежде преобладает черный цвет.
В этот период авторитет родителей и учителей падает, тогда вниманием подростка может завладеть неформальный лидер, который окажет на их формирование и социальное становление сильное влияние. В этом возрасте для подростка важнее принадлежность к группе сверстников. Поэтому мнение друзей и значимых сверстников для него в приоритете.
В этот период подростки могут делать громкие заявления. Они готовые бороться и отстаивать свои взгляды, у них обострено чувство справедливости, им кажется, что взрослые их совершенно не понимают и у взрослых мышление и логика “допотопные”. Обесценивая семейные ценности, подросток стремиться к быстрому или даже стремительному взрослению, так он отделяет себя от своей семьи. От родительской системы, которая его произвела на свет, растила, обучала, давала материальную и моральную опору.
Стремление понять и найти свой самостоятельный путь толкает подростка на спонтанные необдуманные шаги, часто во вред самому себе.
Подростковый возраст – это время, когда психика подростка полностью меняется под воздействием гормональных изменений в организме. Ребенок, под воздействием биохимических процессов в его организме постепенно преображается во взрослого человека.
Подросток в период взросления проживает большой стресс, без надежного сопровождения и доброжелательной поддержки у подростка мало шансов стать гармоничной и целостной социально адаптированной личностью. На сегодняшний день в пубертат дети входят раньше, примерно с 8,5 -9 лет. Но и выйти из него могут так же позже, в 20-21 год.
Физиологическое взросление не всегда завершается одновременно с психологическим становлением. Часто можно наблюдать, что физически взрослый человек проявляет инфантильное поведение. Как правило, это показатель того, что взрослые, которые находились рядом с подростком в его становлении либо сами были инфантильными взрослыми, либо не нашли с ним хорошего поддерживающего контакта.
Обычно подросток бунтует против родителей, часто именно против отца. Отец может быть обесценен подростком. Он может спорить с отцом, грубить ему или игнорировать присутствие и просьбы отца. В таких случаях часто отцы начинают выходить из себя и проявлять к подростку агрессивное поведение. Обычно они произносят такие фразы, как: «Совсем страх потерял», «Я научу тебя, как отца уважать».
Как сохранить хороший, уважительный контакт с подростком, как помочь подростку устойчиво пройти пубертат?
- Быть в хорошем, надежном контакте с ребенком всегда, с самого его зачатия (ждать его появления, радоваться ему, помогать в становлении на всех его шагах до пубертата). Этот опыт надежной привязанности поможет подростку вернуться в доверительные отношения, даже если контакт в подростковом возрасте прервется.
- Быть примером, своими действиями показывать те модели поведения, которые мы хотим от подростка. (Если я хочу, чтобы подросток уважал маму, я как партнер сам должен уважительно относиться к своей матери и к своей жене. Я прошу от подростка по утрам бегать, я сам должен дружить со спортом и т.д.).
- Обо всем с подростком разговаривать, слушать его. Слышать его точку зрения, его мнение и не обесценивать его позицию. Даже если мы с ней не согласны, допускать присутствие иного мнения рядом с собой. Вести открытый диалог.
- Важно быть рядом с подростком, но доверять ему и не «давить» своим присутствием.
- Обладать возможностью обратиться за поддержкой и помощью самому. Так как подростки часто ставят перед родителями задачи саморазвития.
- Найти то, что интересно вам двоим как взрослым.
- Понимать, что подросток, это другой отдельный от вас взрослый, просто иногда он еще не очень вырос. Замечайте эти качели в нем и общайтесь согласно его внутреннему запросу. (То как с ребенком, обнять и помочь в чем-то эмоционально или физически сложном, то как со взрослым – уважая его решения и принимая его потребность в свободе).
Перед подростком стоит три важные задачи:
- Понять «кто Я?» и обрести собственную идентичность.
- Принять свою сексуальность и врасти в нее как взрослому.
- Сепарироваться от родителей и найти свое самостоятельное и устойчивое место в социуме.
Когда это получается сделать при хорошем, доверительном контакте с родителями, то бунт быстро проходит. Если поддерживающий контакт отсутствует, то подросток находит опору в силе своего бунта.
Школа отцов
17 июля в 19-00.
«Отец – это тот, кто учит ребенка узнавать дорогу в большой мир».
Эрих Фром.
Место проведения: Нахимова 1, офис «Агентства независимых консультантов и тренеров».