Подростковый бунт

Многие родители обращаются к психологу, когда их дети попадают в подростковый возраст. Обычно они говорят, мой ребенок совсем отбился от рук. Такой хороший мальчик, прилежный послушный, хорошо учился и вдруг… Я не узнаю своего ребенка. Появились бранные слова, оскорбляет старших, просишь что-то сделать, а он на мои просьбы не обращает внимания. С ним стало сложно или почти невозможно договариваться. Сделайте с ним что-нибудь, а то я за себя не ручаюсь. Так обычно говорят папы.

Да, такие удивительные метаморфозы происходят в период взросления и становления с подростком.

Для подросткового возраста часто характерен такой «бунт». Когда со стороны кажется, что поведение стало неуправляемым, в настроении могут преобладать раздражительность, депрессивные нотки. Настроение быстро может меняться. Многое для подростка кажется вдруг совершенно не правильным, у него появляется на происходящее свое мнение и ему обязательно его надо отстаивать и сопротивляться многим сложившимся правилам. Им могут не нравиться строгие правила, и они отказываются просто подчиняться, хотят всегда внести свое и перестроить многие процессы под себя. Начинаются яркие эксперименты с внешностью. Мальчики могут отращивать или сбривать волосы, девочки – стригут и сбривают, красят их. Пирсинги, татуировки и т.д. Эксперименты с одеждой.

В возрасте 12-15 лет многие подростки начинают одеваться монохромно. Часто в одежде преобладает черный цвет.

В этот период авторитет родителей и учителей падает, тогда вниманием подростка может завладеть неформальный лидер, который окажет на их формирование и социальное становление сильное влияние. В этом возрасте для подростка важнее принадлежность к группе сверстников. Поэтому мнение друзей и значимых сверстников для него в приоритете.

В этот период подростки могут делать громкие заявления. Они готовые бороться и отстаивать свои взгляды, у них обострено чувство справедливости, им кажется, что взрослые их совершенно не понимают и у взрослых мышление и логика “допотопные”. Обесценивая семейные ценности, подросток стремиться к быстрому или даже стремительному взрослению, так он отделяет себя от своей семьи. От родительской системы, которая его произвела на свет, растила, обучала, давала материальную и моральную опору.

Стремление понять и найти свой самостоятельный путь толкает подростка на спонтанные необдуманные шаги, часто во вред самому себе.

Подростковый возраст – это время, когда психика подростка полностью меняется под воздействием гормональных изменений в организме. Ребенок, под воздействием биохимических процессов в его организме постепенно преображается во взрослого человека.

Подросток в период взросления проживает большой стресс, без надежного сопровождения и доброжелательной поддержки у подростка мало шансов стать гармоничной и целостной социально адаптированной личностью. На сегодняшний день в пубертат дети входят раньше, примерно с 8,5 -9 лет. Но и выйти из него могут так же позже, в 20-21 год.

Физиологическое взросление не всегда завершается одновременно с психологическим становлением. Часто можно наблюдать, что физически взрослый человек проявляет инфантильное поведение. Как правило, это показатель того, что взрослые, которые находились рядом с подростком в его становлении либо сами были инфантильными взрослыми, либо не нашли с ним хорошего поддерживающего контакта.

Обычно подросток бунтует против родителей, часто именно против отца. Отец может быть обесценен подростком. Он может спорить с отцом, грубить ему или игнорировать присутствие и просьбы отца. В таких случаях часто отцы начинают выходить из себя и проявлять к подростку агрессивное поведение. Обычно они произносят такие фразы, как: «Совсем страх потерял», «Я научу тебя, как отца уважать».

Как сохранить хороший, уважительный контакт с подростком, как помочь подростку устойчиво пройти пубертат?

  1. Быть в хорошем, надежном контакте с ребенком всегда, с самого его зачатия (ждать его появления, радоваться ему, помогать в становлении на всех его шагах до пубертата). Этот опыт надежной привязанности поможет подростку вернуться в доверительные отношения, даже если контакт в подростковом возрасте прервется.
  2. Быть примером, своими действиями показывать те модели поведения, которые мы хотим от подростка. (Если я хочу, чтобы подросток уважал маму, я как партнер сам должен уважительно относиться к своей матери и к своей жене. Я прошу от подростка по утрам бегать, я сам должен дружить со спортом и т.д.).
  3. Обо всем с подростком разговаривать, слушать его. Слышать его точку зрения, его мнение и не обесценивать его позицию. Даже если мы с ней не согласны, допускать присутствие иного мнения рядом с собой. Вести открытый диалог.
  4. Важно быть рядом с подростком, но доверять ему и не «давить» своим присутствием.
  5. Обладать возможностью обратиться за поддержкой и помощью самому. Так как подростки часто ставят перед родителями задачи саморазвития.
  6. Найти то, что интересно вам двоим как взрослым.
  7. Понимать, что подросток, это другой отдельный от вас взрослый, просто иногда он еще не очень вырос. Замечайте эти качели в нем и общайтесь согласно его внутреннему запросу. (То как с ребенком, обнять и помочь в чем-то эмоционально или физически сложном, то как со взрослым – уважая его решения и принимая его потребность в свободе).

Перед подростком стоит три важные задачи:

  1. Понять «кто Я?» и обрести собственную идентичность.
  2. Принять свою сексуальность и врасти в нее как взрослому.
  3. Сепарироваться от родителей и найти свое самостоятельное и устойчивое место в социуме.

Когда это получается сделать при хорошем, доверительном контакте с родителями, то бунт быстро проходит. Если поддерживающий контакт отсутствует, то подросток находит опору в силе своего бунта.


Школа отцов

17 июля в 19-00.

«Отец – это тот, кто учит ребенка узнавать дорогу в большой мир».
Эрих Фром.

Место проведения: Нахимова 1, офис «Агентства независимых консультантов и тренеров».


 



Добавить комментарий

Войти через соцсети