Почему «Лидер Управления»?
После опубликования в прошлогоднем декабрьском номере журнала нашей статьи «Нужно ли учиться руководителям», мы стали получать отклики от различных организаций с просьбой прислать содержание программ наших тренингов. И здесь мы столкнулись с серьезной трудностью. Какую именно программу выслать? За годы работы с разными организациями нами как тренерами-консультантами было составлено большое количество программ по различным направлениям жизни бизнес-организаций. Применяемый нами клиенториентированный подход определяет и специфику: работа под заказ. В рамках этой модели каждый тренинг мы рассматриваем как отдельный неповторимый проект и, следовательно, программа каждый раз составляется с учетом специфики именно этой группы.
Со многими организациями подобное сотрудничество длится годами. Идет развитие компаний заказчиков, перед ними возникают новые задачи, и наше совместное взаимодействие помогает решать их наиболее эффективно и оперативно.
Несколько лет назад перед нами возник вопрос: при таких разных задачах и путях их решения возможно ли создание универсальной программы для обучения сотрудников и развития компаний. Такой моделью стало создание нами тренинг-курса «Лидер Управления». Данный курс направлен на развитие лидерского мышления, основных лидерских компетенций и поведенческих моделей лидера.
Обучение по этой программе с 2006 года прошло апробацию в двух направлениях. Первое – непосредственно обучение: проведение сборных групп во Владивостоке и Хабаровске, обучение руководителей крупных бизнес-корпораций на территории ДВ во Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске, Магадане, Южно-Сахалинске, подготовка кадрового резерва из молодых сотрудников компаний. Во всех случаях имелась своя специфика, но базовая модель, лежащая в основе программы, показала свою устойчивость и результативность. Программа «Лидер Управления» имеет такой запас емкости, который позволяет успешно и эффективно применять его для подготовки руководителей разного уровня и профиля деятельности организаций. С 2010 года курс «Лидер Управления» является составляющей частью подготовки руководителей уровня МВА в рамках программы «Русский МВА».
Второе направление, которое начало развиваться на базе программы «Лидер Управления», и показало себя результативным – это создание модели самообучающейся организации. Существует несколько способов или этапов взаимодействия между организацией-заказчиком образовательно-консалтинговых услуг и фирмой, предоставляющей эти услуги. Некоторые авторы выделяют до шести таких уровней: администрирование, профессионалы в обучении, управление в обучении, консультант в области обучения и партнер по бизнесу, переходная фаза, обучающаяся организация.
Первый и второй уровни наиболее привычны и понятны. Когда либо приглашаются тренеры или преподаватели для проведения определенных программ, либо посылаются специалисты для обучения в специализированные центры. Так чаще всего поступают организации при обучении своих сотрудников. При хорошем проведении обучающих программ, сотрудники окрыляются новыми знаниями и идеями. Возвращаются в свою организацию и попадают в привычное повседневное течение. При отсутствии системы направленного развития и обучения в организации у специалистов, прошедших обучение, наступает разочарование и неверие в эффективность полученных знаний из-за трудности их применения. При этом возможно, и это мы не раз наблюдали на практике, не просто трудность внедрения новых знаний в повседневную деятельность компании, но и отступление в развитии компании на несколько шагов назад.
Однако если взаимодействие клиентской и консалтинговой компаний строятся на системном, партнерском подходе по развитию бизнеса организации, положение в корне меняется. Это уже не заказ на обучение, а создание модели развития бизнеса заказчика, где обучение и консалтинговое взаимодействие рассматриваются компанией как ресурс. Порой в современных условиях для многих организаций это едва ли не единственный способ сделать свою компанию конкурентно устойчивой при любых «сюрпризах» со стороны рынка и бизнес-среды.
Руководитель-лидер в результате специальной подготовки приобретает такие умения и знания, которые позволяют ему становиться тренером-наставником, источником знаний для своей же организации, своих коллег и сотрудников. В итоге создается база для внутреннего развития организации и накопления внутрифирменных знаний. У руководителя любого уровня формируется видение организации в целом, понимание своей роли и места своего подразделения, развиваются способности системного анализа происходящих изменений и навыки эффективного внедрения новых знаний в ежедневную деятельность компании. В книге «Пятая дисциплина» Питер Сенге очень хорошо иллюстрирует это через модели пирамид самообучающейся организации. В модели «Создание общего видения» показано, как через практику соединения личных целей для достижения общей, через понимание других и своего собственного самоопределения в текущей действительности, формируется общность задач и партнерство.
Создается единое информационно-культурное поле знаний организации как устойчивая поддерживающая база для стандартов, процессов и технологий, применяемых организацией. Если технические продукты, системы достаточно легко и в короткие сроки могут считываться конкурентами, то уникальность культурно-информационного поля переснять практически невозможно. Тем самым обеспечивается устойчивое конкурентное преимущество, позволяющее бизнесу организации не просто динамично развиваться и быстро достигать поставленных целей, но реализовывать свой путь в долгосрочной перспективе. С учетом всех этих требований разрабатывалась программа «Лидер Управления» как возможность создания модели самообучающейся организации. На основе уже реализованных проектов эта модель развития специалистов и организаций показала себя как наиболее эффективная, оперативная и отвечающая требованиям современного бизнеса.
Будем рады диалогу с заинтересованными людьми.