Дефицит федерального бюджета в 2023 году превысит плановые показатели

Министр финансов РФ Антон Силуанов 25 июля 2023 года в интервью заявил: «Сейчас размер дефицита выходит примерно на уровни, которые мы закладывали в план. По итогам года его размер составит 2,0-2,5% ВВП. Точнее можно будет сказать во втором полугодии. У нас достаточно ресурсов и для выполнения плановых расходов, и дополнительных, которые возникают в течение года».

А теперь опровержение слухов. Только факты. За январь-июнь 2023 года, то есть, за первые шесть месяцев года, дефицит федерального бюджета РФ составил «2,595 трлн рублей». А, согласно закона о бюджете на 2023 год, дефицит федерального бюджета на весь год был запланирован на уровне 2,925 трлн рублей. Таким образом, уважаемый Антон Германович прав в том, что сейчас размер дефицита выходит примерно на уровни, которые мы закладывали в план.

Антон Силуанов считает, что по итогам года дефицит федерального бюджета составит 2,0-2,5% от размера валового внутреннего продукта (ВВП). По прогнозам российского минфина, в 2023 году ВВП должен составить 149,949 трлн рублей. Исходя из этих цифр, и слов министра, дефицит федерального бюджета должен составить 2,999-3,749 трлн рублей. Ещё раз повторю, что дефицит федерального бюджета на весь год был запланирован на уровне 2,925 трлн рублей.

Таким образом, уважаемый Антон Германович подтвердил, что дефицит федерального бюджета в 2023 году точно превысит плановые показатели.

Но вот с величиной превышения фактического дефицита над плановыми показателями можно поспорить. Особенно с учётом фразы министра о безусловном выполнении, как плановых расходов, так и дополнительных, которые возникают в течение года.

Опять вернёмся к плановым показателям федерального бюджета на 2023 год. Доходы федерального бюджета были запланированы на уровне 26,130 трлн рублей. Нефтегазовые доходы – 8,939 трлн рублей. Не-нефтегазовые доходы – 17,191 трлн рублей. Расходы федерального бюджета – 29,055 трлн рублей.

А теперь посмотрим на фактические показатели федерального бюджета за первое полугодие. Доходы составили 12,381 трлн рублей вместо 13,065 трлн рублей. Нефтегазовые доходы – 3,382 трлн рублей вместо 4,470 трлн рублей. Не-нефтегазовые доходы – 8,999 трлн рублей вместо 8,596 трлн рублей. Расходы – 14,976 трлн рублей вместо 14,528 трлн рублей. Дефицит – 2,595 трлн рублей вместо 1,463 трлн рублей.

С одной стороны, мы видим резкое падение нефтегазовых доходов бюджета. Очевидно, что это происходит в результате западных санкций. Достаточно посмотреть на график «Нефтегазовые доходы бюджета РФ и цена на нефть». Чётко видно, как в 2023 году вслед за падением цены на российскую нефть сорта Urals рухнули нефтегазовые доходы бюджета. Произошло настолько сильное падение нефтегазовых доходов бюджета, что даже некоторый рост не-нефтегазовых доходов не смог компенсировать это падение. В результате, доходы федерального бюджета значительно отстают от плана.

С другой стороны, мы видим резкий рост расходов бюджета. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, почему резко выросли расходы. Потому что в феврале 2022 года Россия начала нечто, что почти сразу стало нельзя называть своими словами. Давайте называть это словом «ад». Тем более, что происходящее не сильно отличается от ада для тех, кто в этом аду находится. В первом приближении, в прошлом году расходы на «ад» составили «7,42 трлн рублей».

Запланированные российскими властями расходы на «ад» в 2023 году можно подсчитать следующим образом. Когда принимался бюджет на 2022-2024 годы (до начала «ада»), то расходы бюджета на 2023 год были запланированы на уровне 25,24 трлн рублей. Когда принимался бюджет на 2023-2025 годы (после начала «ада»), то расходы бюджета на 2023 год были запланированы на уровне 29,056 трлн рублей. Разница в этих цифрах (3,816 трлн рублей) и есть первоначально запланированные российскими властями расходы на «ад». Вот только почему-то кажется, что фактические расходы на «ад» будут значительно больше. Они вполне могут оказаться сопоставимы с расходами на «ад» в прошлом году. То есть, 7,42 трлн рублей.

На основании представленных выше цифр можно сделать прогноз по реальному дефициту федерального бюджета в 2023 году. Если доходы составят 24,762 трлн рублей вместо запланированных 26,130 трлн рублей. Если расходы составят 32,659 трлн рублей вместо запланированных 29,055 трлн рублей (29,055 – 3,816 + 7,42). То дефицит федерального бюджета может составить 7,897 трлн рублей (32,659 – 24,762).

Ничего подсчитанная цифра дефицита федерального бюджета не напоминает? Нет? Тогда посмотрите на график «Дефицит федерального бюджета РФ накопленным итогом за последние 12 месяцев». В мае этот дефицит был равен 8,295 трлн рублей, а в июне – 7,372 трлн рублей. Однако, министр финансов РФ почему-то считает, что дефицит федерального бюджета в 2023 году составит всего 2,0-2,5% от ВВП. Или всего 2,999-3,749 трлн рублей.

Смотришь на прогноз уважаемого Антона Германовича. Потом смотришь на представленные выше расчёты. Потом ещё раз на прогноз. И ещё раз на расчёты. И почему-то вспоминается реклама плавленого сыра, в которой папа говорил сыну: «Нет, сынок. Это фантастика».

Разумеется, все представленные расчётные цифры (кроме уже фактически достигнутых) подсчитаны в самом первом приближении. Реальность может оказаться гораздо хуже. Ведь не просто так депутат государственной думы РФ и председатель комитета по обороне, бывший заместитель министра обороны, Андрей Картаполов 25 июля 2023 года на заседании думы заявил: «Этот закон написан под большую войну, под общую мобилизацию». Значит, российскими властями планируется, и всеобщая мобилизация, и большая война. И то, и другое, потребуют дополнительных расходов. И огромных расходов…

 



Добавить комментарий

Войти через соцсети