Ещё раз о русской национальной идее (3)

Продолжение.
Начало в №279(12), декабрь 2023

Весь смысл нынешней эпохи в стремлении сил беззакония уничтожить Православие, хотя бы ослабить его на первых порах, низвести до уровня малой этнической религии, а после и вовсе искоренить вкупе с русским народом. Всё остальное, творящееся в мире, – лишь исторический антураж, нередко отвлекающий от сути.

Ничего нового в том нет: ещё Чаадаев в своём первом философическом письме сформулировал для русских людей цель: поскорее отказаться от Православия и устремиться вослед Западу, созидающему Царство Божие на земле. (Справедливости ради нужно сказать, что позднее Чаадаев от таких воззрений отказался, но это осталось мало кому известным и на общественную мысль влияния не оказало.) Царство Божие на земле неосуществимо, Православие предупреждало о том всегда. Да цель слишком привлекательна, и рождается ещё один повод с недоверием и неприязнью воспринимать Истину Христову.

Для большинства нашей западнической интеллигенции мессианской нацией давно стала американская, якобы созидающая на земле общество демократического благоденствия. Слепоте этих людей можно лишь подивиться, но они неизлечимы. Если они и играют в христианство, то дальше экуменизма их любопытство не заглядывает. Но чаще они предаются просто духовным извращениям, самое безобидное из которых – астрология.

А что же наши патриоты? Сознают ли они истинно русскую национальную идею? Они являют собою картину весьма пёструю.

Немалая доля среди них – неоязычники, поклоняющиеся неким своим невнятным якобы славянским богам и видящие в христианстве навязанную «жидовскую» веру. Из общения с ними можно вынести впечатление об их полной невменяемости. Обсуждать в этой среде идею верности Православию – бессмысленно.

Подавляющее большинство русских патриотов – неколебимые державники, видящие в существовании мощного русского государства важнейший смысл бытия народа. Россия превозносится этими людьми как мощное государство, как всемогущая империя. И это мыслится как самодостаточность русского бытия. Мысль Достоевского «Правда выше России» для этих людей неприемлема, вызывает яростное отторжение. Для них нет ничего выше России, которую они мыслят как мощную державу – и не более того. А Православие? Они не прочь порассуждать и о Православии, но совершенно не постигают его сути. Когда, например, одного из них спросили, как следует относиться к Русской Церкви, он ответил прямо: поддерживать её в той мере, в какой она способствует укреплению государства. То есть: бытие Церкви Христовой имеет целью не Царство Божие, а царство кесаря. Всё оказалось вывернутым наизнанку, поставленным с ног на голову. Среди идеологов этого направления можно назвать историка О. Платонова, скульптора В. Клыкова, писателя А. Проханова, генерала А. Макашова и многих прочих.

Повторим: смыслом и оправданием народного бытия может быть только служение Православию как делу Христову.

Это становится камнем преткновения для националистической гордыни некоторых идеологов национального самоопределения. Ещё Вл. Соловьёв проницательно указал путь вырождения всякой национальной идеи: от сознавания народа как носителя вселенской правды – через поклонение народу как носителю некоей стихийной силы, независимо от вселенской правды, – к поклонению тем национальным односторонностям и аномалиям, которые отделяют данный народ от человечества.

Именно так деградировала и «русская идея». Когда Православие ставится ниже народа (а признание веры лишь «атрибутом» народности и есть её унижение), национальное самосознание обессмысливается.

Неудивительно, что именно проявлением такой деградации стало тяготение к союзу с коммунистами, тянущимися к власти (правда, к счастью, слишком как-то вяло). Коммунисты ведь тоже своего рода государственники, не надо лишь забывать, что их идеал – социалистическое интернационалистское (космополитическое) отечество, а не национальная русская держава. Державники, не задумываясь о подлинном предназначении Державы, готовы вознести даже фигуры Ленина и Сталина за их якобы заботу о государственной мощи России. Как-то забывается, что Ленин убеждённо искоренял русский народ, лучшие его силы, что само государство было необходимо ему как вспомогательное средство для раздувания пожара мировой революции, в котором он был готов спалить всю русскую жизнь. На это были истрачены коллоссальные средства, перекаченные из ограбленной большевиками России в бездонную пропасть революционной преисподней. Мощное государство для Сталина же – средство самоутверждения и торжества личной власти, а вовсе не благо русского народа, который он не уставал грабить и гробить ради этой самой власти. Он имел державное мышление, ясно сознавая, что его собственное величие только тогда станет несомненным, когда будет опираться на мощь страны, в которой он осуществлял своё всевластие. Русский народ для него был опять таки не более чем средством, и расходовать его, когда это мнилось необходимым для достижения личных целей, Сталин не колебался. А что Сталин всё же начал заигрывать и с патриотизмом, и с Церковью, так потому лишь, что понял: без такой поддержки его власти не сдобровать – а власть для него была поважнее всех революций вместе взятых (фразеологию же всерьёз, как известно, принимать не стоит).

Тут всё так прозрачно для уяснения, что диву даёшься: как наши радетели государственной идеи во имя народной того не видят? Но не видят же? Само соединение патриотической идеи с космополитической коммунистической идеологией, ныне кое-кем утверждаемое, является обыденным недомыслием.

Питательной почвой для государственников-националистов становится психология ущемлённого и сознающего свою ущемлённость «маленького человека». Ещё Достоевский (в «Записках из подполья») отметил, что этот человечек внутренне ощущает себя «штифтиком», и страдает от того. И мстит, хотя бы в мыслях: пусть мир провалится, а вот чтобы мне каждый день чай пить. В середине прошлого века этому человечку вновь напомнили: он винтик. (А проговорившийся о том и сам ведь комплексовал безнадёжно.) Но зато и дали почувствовать: винтик в очень большой-большой машине. Катится большая-большая машина, всё сминая на своём пути, а с нею и маленький винтик: все с дороги, не то раздавлю! Банальное самоутверждение.

Продолжение следует



Добавить комментарий

Войти через соцсети