О сроках и спорах

Многим бухгалтерам хорошо известно, что после налоговой проверки остается решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одного сомнения в законности действий налогового органа недостаточно – нужно точно знать, в какие сроки можно выразить свои сомнения. Практически любое решение, вынесенное инспекцией по результатам проверки, может быть обжаловано, однако здесь встает вопрос о сроках. Положения п. 3 ст. 101.2 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность обжаловать решение налоговиков либо в апелляционном порядке (до вступления его в силу), либо в вышестоящий налоговый орган, если оно уже действует. Итак, вынесенное налоговиками решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения его адресату. Под рабочим понимается день, который согласно законодательству РФ не признается выходным или нерабочим праздничным днем (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Если срок апелляционного обжалования решения о привлечении к налоговой ответственности был пропущен, восстановить его уже не удастся – таковы нормы Налогового кодекса.

Апелляционная жалоба подается в налоговый орган, вынесший указанное решение, и он обязан в течение трех суток с момента поступления направить ее вместе со всеми имеющимися материалами в вышестоящее налоговое учреждение (п. 3 ст. 138 НК РФ). Обжалованное в таком порядке решение вступает в силу со дня принятия решения вышестоящим налоговым органом. Но даже если решение не было обжаловано посредством апелляции, существует и другой способ отменить его – это административное обжалование решения, вступившего в силу. В этом случае жалоба может быть подана в течение одного года с момента вынесения оспариваемого решения, направляется она непосредственно в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ). Однако не стоит ожидать, что после этого решение налоговиков будет автоматически отменено или приостановлено. Последнее происходит только по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа. (п. 4 ст. 101.2 НК РФ). Сроки подачи заявления об обжаловании решения налогового органа, вынесенного по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки, регламентируются статьей 198 АПК РФ. Часть 4 указанной статьи говорит, что такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его права и законного интереса, если иное не установлено федеральным законом. Применительно к налоговым правоотношениям иные сроки не установлены.

Если задержка произошла по уважительной причине, то срок подачи заявления может быть восстановлен судом. К сожалению, попытка обжаловать неправомерные действия или бездействие налоговых органов в административном порядке, т.е. через апелляционный механизм или механизм подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган, занимает немало времени. Поэтому трехмесячный срок, отпущенный на подачу заявления в суд, с большой долей вероятности может быть пропущен истцом. Позицию судов по этому вопросу нельзя назвать однозначной. Так, например, ФАС Московского округа отказал налогоплательщику в восстановлении срока, пропущенного по причине обжалования решения налогового органа в досудебном порядке (постановление от 1 февраля 2006 г. по делу №КА-А40/158-06). Арбитры сослались на то, что подача жалобы в вышестоящий орган не исключает права на одновременную подачу заявления в суд. А вот ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 4 марта 2005 г. по делу №А56-22054/04 учел, что заявитель до возбуждения настоящего дела принимал меры для внесудебной защиты своих прав. Также он принял во внимание позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости чрезмерных преград к судебной защите и восстановил срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ. В Постановлении ФАС Центрального округа от 16 июля 2004 г.

№14-3791-04/103/34 суд также признал попытку урегулировать спор в досудебном порядке уважительной причиной пропуска срока, предусмотренного п. 4 ст. 198 АПК РФ. Очень интересна и, безусловно, важна для будущей практики позиция, выраженная ВАС РФ в Определении №8815/07 от 21 сентября 2007 г. В этом документе было отмечено следующее. Во-первых, пропуск срока на обращение в суд в связи с ожиданием решения налогового органа фактически лишает налогоплательщика права, предусмотренного статьей 138 НК РФ, на оспаривание ненормативного правового акта инспекции в судебном порядке после обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган. А во-вторых, установленные в АПК РФ ограничения по срокам не должны рассматриваться как препятствие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров. На основании вышеизложенного судебная коллегия сделала вывод о том, что в данном случае трехмесячный срок начинает исчисляться со дня вручения или получения обществом решения вышестоящего органа. То есть речь идет не о восстановлении пропущенного по уважительным причинам срока, а о том, что срок обжалования не пропущен.

С 1 января 2009 г. НК РФ предусматривает обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа по результатам проверки вышестоящим учреждением. До 1 января 2009 г. компания, подавшая жалобу на решение по налоговой проверке в вышестоящий налоговый орган, не лишена права одновременно обратиться по тому же вопросу в арбитражный суд. Однако после этой даты порядок обжалования изменится, став последовательным. Таким образом, фирма не вправе будет обратиться в арбитражный суд до тех пор, пока не использует возможность административного обжалования. В противном случае судьи оставят заявление компании без рассмотрения на основании п. 2 ст. 148 АПК РФ.



Добавить комментарий

Войти через соцсети