Выразительность на грани гротеска

Скульптура – это искусство ума
Пабло Пикассо испанский художник, скульптор и график 1881-1973

Знакомьтесь: Валерий Ненаживин

Валерий Ненаживин 

Валерий Ненаживин (1940-2017) – владивостокский скульптор, работы которого знают во всем мире. Окончил в середине 1960-х скульптурное отделение Саратовского художественного училища. Член известной творческой группы «Владивосток» (1988), участник знаковой «Художественной выставки дружественных народов ЮВА» (Тояма, Япония, 1999), поставившей целью подвести творческие итоги двадцатого столетия для конкретного региона, заслуженный художник России. Бетон, металл, дерево – основные материалы, с которыми работал скульптор. Для каждого из этих материалов ему удавалось находить и использовать адекватно задуманному образу различные техники обработки, становящиеся средствами пластической выразительности. Проявил себя еще и как оригинальный график, сумев лучшие черты своих скульптурных работ перевести в линии и пятна на плоскости бумажного листа, разрушить эту плоскость, создать впечатление трёхмерного пространства.


Игорь Петренко, редактор «КД»

Октябрьский номер «Клуба Директоров» мы решили посвятить Андрею Дмитриевичу Сахарову, известному правозащитнику, который 50 лет назад очень точно предсказал будущее России. И, конечно же, большинству владивостокцев знакома ненаживинская скульптура опального академика, помещенная на обложке журнала, который вы сейчас держите в руках.

Наталья Левданская, искусствовед

Как  и его любимый скульптор Марино Марини (1901-1980), итальянский художник-символист, Валерий Ненаживин  органично соединяет в своей скульптуре модернистские и архаические черты.  Его монументы, установленные  во Владивостоке  вписаны в окружающее пространство, не «ломая» его, но, в то же время, приковывая к себе взгляды прохожих.

Отличительной чертой скульптур Ненаживина является особая экспрессия, выразительность на грани гротеска, привлекающая и одновременно отпугивающая обывателя. Как и многие другие  талантливые произведения, «Мандельштам», «Сахаров», «Солженицын» Ненаживина опережали возможности восприятия среднестатистического современника. Теперь, в конце 2000-х, думается, число тех, кто безусловно приемлет и сопереживает образам Валерии Ненаживина, значительно возросло.

М.Э. Куликова, «Выставка  шести художников», ПКГ, 1988 г.

Не могу не отметить  пять скульптурных произведений В. Ненаживина. Сложная, одухотворённая пластика, накал чувств, которые передаёт автор в двух портретах О.Э. Мандельштама, соответствует и самому характеру поэта, и нашему представлению о его поэзии. В некоторых своих произведениях автор нетрадиционно работает с самим  материалом, используя подцветку и сквозные отверстия, что рождает и необычнее чувство при их восприятии, – трагическую экспрессивность образа.

Три жизни одной любви

Из статьи Л.Г. Козловой (Хабаровск)

В своем творчестве Валерий Ненаживин обращается к таким темам, которые можно было бы обозначить как остро социальные, если бы речь шла о литературе или сценическом искусстве. В скульптуре же адреса и адресаты художника воспринимаются скорее как явления вторичные, связанные с социумом в большей мере формальными признаками.

Действительно круг вопросов, волнующих В. Ненаживина, определяется не столько их социальной принадлежностью, сколько философским и эмоциональным масштабом их восприятия. Череда его скульптурных героев – классическая по своей выстроенности: А. Пушкин, А. Чехов, О. Мандельштам, А. Сахаров, А. Солженицын… Искусство Ненаживина точно проецирует на скульптурные портреты те душевные смуты, те психологические боренья, противоречия, которые и составляли суть характеров этих великих персонажей драмы Истории, где каждый из них утвердил себя именно в качестве Героя.

Графика В. Ненаживина – продолжение его скульптурного творчества, только в иной плоскости воплощения идей и освоения пространства. Обращаясь к кисти и к карандашу, Валерий Ненаживин находит для себя дополнительный способ гармонизировать в процессе работы свой интеллект и свои эмоции. Изобразительных графических историй у него множество: отдых у моря, исторические коллизии, метаморфозы форм, опредмеченные чувства от чтения стихов Бродского… Но все эти графические сюжеты содержат в себе, скорее интуитивную, подсознательную, чем рациональную логику.

У этого автора скульптура и графика сложились в два эволюционных ряда; сущностный принцип одного – изобразительность и пластичность, в основе другого лежит ритм. В. Ненаживин сознательно совмещает их в себе, благодаря чему конструктивная основа его творчества не только обретает цельность, но и универсальность.



Добавить комментарий

Войти через соцсети