Финансовый кризис и риск для субъектов предпринимательства

В сегодняшней экономической ситуации самый главный для предпринимателей вопрос, является ли нынешний кризис временным или же меняется вся структура экономики всерьез и надолго.Следует заметить, что спад никогда не бывает резким. Обычно в распоряжении у предпринимателя есть месяц-другой, чтобы в условиях медленного, но неуклонного падения доходов подготовиться к более серьезным неприятностям. Значит, необходимо проанализировать, как и за счет чего можно снизить издержки и в какой последовательности это делать.

Весьма актуальный вопрос – аренда производственных помещений. Как правило, арендатор за время пользования арендованным имуществом дополнительно вкладывает в его инфраструктуру – это текущий ремонт помещений, установление системы вентиляции, кондиционирования, противопожарной системы, сигнализации. Аренда производственных помещений оформляется договорами, условия которых предусматривают, что предупреждать о расторжении такого соглашения нужно заблаговременно – за два-три месяца. Кроме того, гарантийный взнос обычно уже внесен, причем значительный. Терять деньги, естественно, не хочется. Однако сначала посчитайте, а потом решайте. При досрочном прекращении договора аренды арендатор может потерять гарантийный взнос в определенном размере и стоимость улучшений, которые обошлись фирме в значительные суммы. Если же продолжать платить за пустующие помещения, то потерь «живых» денег также не избежать. Что делать? Решайте сами – все зависит от ваших возможностей, темпов спада и возможности быстро переориентировать бизнес. Зарплатные расходы – вот что норовят в первую очередь сократить управленцы при снижении оборотов.

Вопросы сокращения персонала и выплаты соответствующих компенсаций мы сейчас рассматривать не будем. Более важным является другой вопрос: можно ли сохранить квалифицированные кадры в условиях кризиса? Конечно, набрать новый персонал проще и дешевле, но производительность при этом упадет, и в итоге Вы рискуете пострадать еще больше. Увольнение квалифицированных специалистов в надежде на то, что после преодоления тяжелых времен их удастся заново набрать, в большинстве случаев является экономически неоправданным шагом. Сокращение рабочего времени также еще один шаг сэкономить. Однако, что говорит закон о возможном сокращении рабочего времени по инициативе работодателя? Если изучить соответствующие статьи ТК РФ, то выяснится, что отдельные условия трудового договора – в том числе и вознаграждение – могут быть пересмотрены (за исключением трудовой функции работника). То есть сотрудник остается работать, выполняя те же обязанности, но за меньшую зарплату. Обоснованием этому могут быть изменения организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины). По закону работодатель обязан письменно предупредить работника о пересмотре условий трудового договора не позднее, чем за два месяца, предложив работнику имеющиеся вакантные должности, причем как соответствующие квалификации работника, так и вакантные нижестоящие должности. Альтернативой для него будет прежняя работа, оплачиваемая по сниженным расценкам. Если же работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и/или неполной рабочей недели, то трудовой договор с ним расторгается по сокращению численности персонала или штата. При этом работнику предоставляются соответствующие гарантии и компенсации. Однако напомним, что Вы преследуете совсем иные цели, нежели увольнение всех подряд, а значит, остается надеяться на лояльность сотрудников, которые согласятся переждать трудные времена. Если пойти по пути совмещения должностей при увольнении одного из сотрудников, при котором обязанности уволенного возлагаются на другого работника или перераспределяются между несколькими из них. При этом их заработная плата увеличивается суммарно на половину оклада уволенного сотрудника. В этой ситуации компанию ждет два варианта развития событий. В первом случае сменщик не справится и придется нанимать нового человека, поскольку работу делать надо, иначе участок придет в запустение. Во втором случае нового работника все равно придется брать, но отнять у других сотрудников перераспределенную зарплату обратно уже не получится – это весьма проблематично. Но даже при удачной замене работодатель рискует, поскольку не исключено, что работник, на которого возложены дополнительные обязанности, решит уйти, а найти ему замену с учетом повышенной нагрузки будет очень и очень непросто. Обычно такая ситуация происходит в бухгалтерии, когда вместо двух бухгалтеров руководство фирмы оставляет одного с символической прибавкой зарплаты, руководствуясь при этом таким суждением: обороты-де упали вдвое, и нагрузка сократилась в той же пропорции. Через год-полтора работы в таком режиме бухгалтер все равно уйдет, и работодателю будет крайне трудно найти ему замену.

Немало проблем в кризисной ситуации приносит и неумение расставить приоритеты. Возьмем, к примеру, финансы. Сколь бы эффективно не действовал Ваш обслуживающий банк и сколь бы доверительные связи не были налажены между учредителями Вашей компании и членами правления этой кредитной организации, всю «кубышку» в нем хранить не стоит. Случись чего – и получить деньги сможете разве что от «Агентства по страхованию вкладов», причем в пределах, в очередь и в срок. А уж если средства лежат просто на расчетном счету, а не на депозите, то Ваша очередь будет перед налоговой, но после «физиков». И хорошо еще, если после распродажи офисных столов и оплаты услуг конкурсного управляющего что-то вообще останется.

Итак, вариантов развития событий множество, так же, как и вариантов спасения. Теперь главное – принять решения и последовательно исполнять поставленные задачи. План должен быть просчитан в деталях и сверстан в антикризисный бюджет, чтобы можно было «поиграть» с его составляющими. Значит, надо выбрать исполнителей, равно как и того, кто составит и напишет этот план и сделает расчет альтернатив. Подбор исполнителей для написания плана зависит от вида кризисной ситуации и от отраслевой принадлежности Вашего предприятия. Однако ряд квалификационных требований можно обобщить. Специалист должен обладать следующими профессиональными качествами. Руководитель рабочей группы должен досконально и в полном объеме знать, какими ресурсами обладает компания. У него должен быть доступ ко всей информации управленческого учета и отчетности предприятия. Кроме этого, он должен располагать сведениями и о прочих ресурсах учредителей, которые те могут привлечь для решения проблем компании. Речь идет, конечно, не о заемных или собственных источниках финансирования. Мы говорим о так называемом административном ресурсе, коим являются неформальные связи собственников бизнеса с госчиновниками, от влияния которых прямо или косвенно зависит деятельность предприятия. Если же у руководителя подобной информации не будет вовсе, то он рискует проделать большой объем бесполезной работы. Таким образом, можно утверждать, что хорошим руководителем группы может стать либо финансовый, либо генеральный директор компании, либо главный бухгалтер. Кроме этого, он должен быть доверенным лицом учредителей. В рабочей группе обязательно должен быть специалист по гражданско-правовым, налоговым и юридическим вопросам. Должен ли это быть работник, специально привлеченный для выполнения этой задачи, или просто один из сотрудников юридической службы – зависит от сложности плана и квалификации собственного персонала. Остальные специалисты вводятся в состав рабочей группы по мере необходимости. Кроме одного человека. Человек этот должен уметь писать планы, не упуская никаких важных деталей. Если не удастся оформить отдельные мысли, то конечная идея не будет ясной. Так что включите в состав группы специалиста по написанию бизнес-планов, который располагает необходимым опытом. Впрочем, если таких специалистов в фирме нет, то данную функцию может выполнить главный бухгалтер, который по роду занятий немного юрист, совместно с генеральным директором, который в свою очередь, – маркетолог и финансист.

Контроль за исполнением бизнес-планов нужен всегда, а что касается антикризисных планов, то их нужно контролировать с максимальным тщанием. Однако специальных антикризисных программных продуктов для этих целей искать не нужно. Для контроля показателей подойдет уже используемая на предприятии программа управленческого учета и управленческой отчетности. Это логично, ведь антикризисные меры – это неотъемлемая составляющая основной хозяйственной деятельности предприятия. А если нет разницы, зачем платить больше?

(Статья подготовлена при использовании материалов журнала «Расчет»)



Добавить комментарий

Войти через соцсети