Правовые основы защиты прав предпринимателей

Проблема защиты прав предпринимателей продолжает быть одной из самых актуальных на протяжении практически всего периода существования в нашей стране понятий «предприниматель» и «предпринимательская деятельность».

Законодателем дано довольно широкое легальное определение предпринимательской деятельности, которое содержится в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

От кого же следует защищать права предпринимателей? Естественно, от самого же государства. Вернее, от чрезмерно раздутого аппарата чиновников. Отдельными видами надзора и контроля можно назвать: налоговый контроль; антимонопольный контроль; лицензионный контроль; таможенный контроль; экспортный контроль; надзор за деятельностью саморегулируемых организаций; надзор в сфере рекламы; контроль на финансовых рынках; надзор за соблюдением трудового законодательства; технологический надзор; пожарный надзор; строительный надзор и многие другие виды.

В целях защиты прав предпринимателей принят Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Существенным моментом данного закона стало разделение проверок на плановые и внеплановые проверки.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами контроля (надзора) ежегодных планов.

О проведении плановой проверки предприниматели уведомляются органом контроля (надзора) не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

    Основанием назначения и проведения внеплановой проверки может служить поступление в органы контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, информации от органов власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также возникновение угроз причинения такого вреда;
  • нарушение прав потребителей.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Однако законом не предписана обязанность устанавливать личность обратившегося лица, и предприниматели не защищены от анонимных доносов.

Законодательно установлено, что о проведении внеплановой выездной проверки предприниматели уведомляются органом контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Тем самым декларировано, что уведомление должно быть направлено предпринимателю, надзорные органы должны располагать подтверждением такого уведомления.

За прошедшие 4 года действия данного закона можно смело сказать, что он не стал панацеей в защите законных прав предпринимателей. Государственные органы и ведомства обзавелись множеством административных регламентов, порядков и правил – о назначении и проведении надзорных функций. Отчасти стали публичными планы проведения надзорных мероприятий.

При этом, часть задач остается не решенной.

    Существенные недостатки, выявленные в данном законе:
  • Закон не применяется ко многим видам контроля и надзора (ч. 3.1. ст. 1 ФЗ), так например, контролю в финансово-бюджетной сфере, контролю на финансовых рынках, таможенному контролю и другим видам.
  • Закон содержит широкий перечень оснований назначения и проведения внеплановых проверок (ст. 10 ФЗ). Проверки могут проводиться не по факту причинения вреда либо ущерба, а по факту возникновения угроз такого причинения вреда либо ущерба.
  • Закон не распространяется на осуществление прокурорского надзора. Законодатель сохраняет прокурорскую форму надзора, зачастую дублирующую ведомственный надзор.

Очевидно, что необходимо существенно пересмотреть государственную политику в сфере защиты прав предпринимателей. Ну, а пока защиту прав предпринимательства обеспечивает корпус юристов.



Добавить комментарий

Войти через соцсети