Мы управляем?
Эффективным менеджерам посвящается
“Управлять – значит предвидеть”, так говорят. И это имеет отношение не только к управлению коллективом, предприятием, городом, государством, но и к управлению своим собственным будущим. Мы всегда стараемся заглянуть немножко вперед. Мы строим планы на ближайшее и отдаленное будущее и надеемся на их исполнение. Принимая различные решения, предпринимая те, или иные шаги, мы стремимся предвидеть, “просчитать” их последствия. А как же иначе? Мы должны знать, что будет сегодня, завтра, через месяц, через год – “устроены так люди, желают знать, что будет”.
Но, насколько далеко мы способны просчитать последствие своих шагов? Как далеко в будущее мы в состоянии заглянуть? На что способен наш мозг, наш ум? Мы можем положиться исключительно на его способности?
Играя в шахматы, мы любители, если и заглядываем вперед, то только на два-три хода. Мастера могут просчитывать комбинации на пять – шесть ходов вперед, гроссмейстеры – на десять. Побеждает тот, кто видит дальше. Ближе – дальше, но в своих расчетах и оценках мы всегда основываемся на логической последовательности событий. Если я сделаю это, то будет вот так, а если другое, то будет иначе. Одно следует за другим, в силу причинно-следственной связи. Одномерная последовательность, череда событий и явлений. Одно следует за другим. Так мы рассуждаем, так решаем математические задачи, так пишем программы и алгоритмы, так составляем свои планы. И у нас нет другой возможности. Несмотря на все свое совершенство, человеческий мозг, человеческое сознание имеет пределы своих возможностей. И не такие уж они эти возможности и безграничные.
Раз, два, три, а дальше много. Так было у древних. А мы сильно изменились с тех незапамятных времен? Говорят, что наш генетический код на 50 процентов совпадает с генетическим кодом дождевого червяка. То есть, от момента зарождения жизни на земле до червяка пройден примерно такой же путь, как от червяка до нас. Обидно, да? С шимпанзе наш генетический код совпадает на 99 процентов! А с нашим далеким предком – homo sapiens так и вообще вроде не различим. Похоже, что человеческая природа за прошедшие десятки тысяч лет не сильно изменилась.
Мы легко запоминаем в уме телефонные номера, разбитые на пары и тройки цифр и впадаем в ступор от длинных цепочек цифр банковских счетов в квитанциях на оплату коммунальных услуг. В межличностных отношениях мы руководствуемся понятиями – я, ты, он… а дальше? Ты и я, это основа, ну еще эти дополнительные они – третьи лица, которых тоже надо иметь в виду. Третьи лица, третьи стороны, а четвертых, пятых и т.д. вроде, как и нет.
Наша речь, причем у всех народов, во все времена строится по общим глубинным правилам грамматики, где по большому счету есть субъект, действие и объект действия – “мама мыла раму”. Подлежащие и сказуемое, ну и еще дополнение.
Каким бы длинным не было математическое вычисление, оно всегда разбивается на пошаговые операции. Одно сложили с другим, результат умножили, потом что-то отняли, а затем поделили. Так мы считаем ” в уме”. Если я поступлю таким образом, то будет вот так, а иначе… Так мы рассуждаем.
Два-три объекта и последовательная цепочка событий. Трехмерное пространство, однонаправленность и последовательное течение времени, это может быть не столько объективная реальность, сколько отражение пределов нашего сознания.
При этом, во всех наших умозаключениях, все “остальное”, все то, что за пределами нашего внимания, не принимается в расчет, мир как бы замер в ожидании нашего решения. Но мы не одни в этом мире и в нем много чего происходит одновременно с нами и не зависимо от нас.
Представьте себе, что за шахматной доской есть не только Вы и ваш противник, но вместе с Вами, вашими и чужими фигурами играют еще какие-то неведомые Вам игроки с неясными намерениями и не соблюдающих к тому же очередности ходов. Как с перспективой? Насколько ходов вперед вы просчитываете в этом случае?
Или, скажем, при игре в бильярд вместе с Вами за вашим столом играют в свою игру по свои правилам еще несколько невидимых Вам игроков и об их присутствии Вы догадываетесь лишь по спонтанному и хаотичному движению шаров. Каково? Как далеко вы видите и контролируете результат игры? У вас осталось желание поиграть?
Мир вокруг нас сложен, очень сложен и становится только сложнее буквально с каждым днем. Развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, интернет, социальные сети, средства коммуникации, интеграция и глобализация экономики и не только … Пространство буквально свертывается на глазах. Мы становимся ближе друг к другу и всё больше друг от друга зависим. Все было не так тысячу лет назад. Да, что там тысячу? Сто, даже десять лет назад все было иначе.
Никто не может всеобъемлюще охватить, понять и сформулировать всю сложность происходящих процессов в бесконечно сложном и все более усложняющемся мире.
И как далеко мы можем предвидеть и, соответственно, управлять при таких условиях? Мы верим, что все это можно охватить, опираясь на возможности человеческого мозга? Мозг человека принципиально не изменившийся за последние тысячи лет изначально не был “заточен” на управление сколь-нибудь сложными структурами. Задача, стоявшая перед ним, это выживание отдельной особи в сложной, изменчивой внешней среде, выживание в конкретном месте, в конкретных условиях. И с этой задачей, судя по эволюции, он справлялся неплохо.
Мозг человека в отличие от его сознания устроен иначе, там нет двух – трех объектов внимания, и нет последовательных вычислений. Всё, что мы видим, слышим, осязаем, чувствуем одномоментно распараллеливается и растекается по миллиардам нейронных связей и результат обработки этой информации мы получаем также одномоментно в форме ощущений. Тепло – холодно, сытно – голодно, горько – сладостно, грустно – радостно. И как интегральная оценка хорошо – плохо, добро – зло. Немудреные линеечки с двумя полюсами, “палки о двух концах”. Может быть, на такой основе наше сознание и не могло сформироваться иным.
Психологи говорят, что “оперативная память” человека, это пять-семь информационных единиц. Именно столько он может удерживать в своем внимании одновременно. Как многие, наверно, замечали, большие компании на вечеринке быстро распадаются на не большие группки по два, три человека. Реже по пять, шесть, семь, человек. Общепринятой нормой управляемости считается десять. Десятники, сотники, деканы, центурионы, роты, батальоны. Эта норма управляемости скорее связана с десятичной системой счисления, чем с каким-либо иным обоснованием. На руках человека десять пальцев, десять первозданных “счетных палочек”.
Если для нашего сознания органично два, три объекта внимания, то два по три, или три по два, это шесть. То есть, субъект управления может без большого напряга удерживать во внимании шесть объектов управления. Плюс сам носитель сознания. Всего семь. Это отмеряно нам природой. Ну, если очень напрячься, то три по три, это девять. Плюс сам “управленец” – десять. Все. Это предел возможностей управления посредством одной головы. И эта голова, если верить ученым, за последние десятки тысяч лет не претерпела существенных изменений.
Писатели-фантасты, описывая человека далекого будущего, рисовали его непременно с огромной головой и хилыми ручками и ножками, понимая, что будущее принадлежит умным, а не сильным. Неандерталец, говорят, был гораздо сильнее наших предков, но счастья ему это не принесло.
Но, если человеческая голова оставалась по большому счету все той же, то что же менялось? Природа не отдыхала ведь все эти десятки тысяч лет, процесс эволюции не стоял на месте?
Что интересно, живая клетка, с момента зарождения одноклеточных существ, тоже принципиально не изменилась и не превратилась в ходе эволюции в “мегоклетку”. Развитие жизни на земле пошло по другому пути, по пути усложнения живых существ, по пути объединения этих клеток, налаживанию взаимосвязи между ними и их специализации, то есть продолжилась в форме создания многоклеточных организмов.
Так не при этом ли эволюционном процессе мы присутствуем, являясь его непосредственными участниками? Человек – “homo sapiens” был и остается практически тем же, кем он и был десятки тысяч лет назад и, похоже, не стоит ожидать существенного изменения его природы ни в настоящем, ни в будущем и уж тем более пытаться сформировать, создать, “вывести”, воспитать некоего “человека-будущего”. На протяжении огромного отрезка времени в десятки тысяч лет шло и продолжает идти не совершенствование человека, как особи, а формирование Человечества, этого своего рода “многоклеточного” социального организма. Все это время, методом проб и ошибок, методом естественного отбора выстраивались отношения между людьми. Социальные организмы, построенные на одних принципах взаимосвязи своих отдельных “клеток”, отмирали, другие принципы отношений обеспечивали процветание сообществ людей и передавались потомкам как заповеди и традиции. Может быть в этом причина исторической неудачи “крепышей”-неандертальцев? Не поладили меж собой, не научили детей уму-разуму?
Форма связи, принципы отношений между элементами чрезвычайно важны. Для тех, кто не прогуливал уроки химии, совершенно ясно, что именно характером внутримолекулярных связей, определяются свойства вещества. В зависимости от того, как связаны между собой атомы углерода, мы получаем либо алмаз, либо сажу, графит. Ровно также и в социальной сфере. Особенность человеческого общества не в сущности отдельных его особей, а в их связи друг с другом, в системе отношений между ними.
В конечном итоге, человечество сформировало, не могло не сформировать некие основные принципы и правила, соблюдение которых обеспечивают жизнь и процветание человеческого общества. Что это за правила? Мы не можем их не знать. Мы просто обязаны впитывать их, как говорят с молоком матери с младенческих пор. Помните, как там у Маяковского: “Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха, что такое “хорошо” и что такое “плохо”?” Да, именно так. Это моральные нормы, нравственные ценности, что есть хорошо, а что есть плохо, что есть добро, а что зло, что есть добродетель, а что грех. Их немного нам заповедовано, по большому счету всего десять, вполне доступно для усвоения и запоминания отдельной головой и изложены они на всем понятном уровне. Не убий, не укради, не пожелай…
А что бы лучше усвоилось – представлена стратегическая перспектива на выбор – рай или ад. А поскольку с абстрактным мышлением на ранних этапах развития у человечества было туговато, это было персонифицировано с богом и дьяволом.
Эти морально-нравственные нормы и ценности, как сказал в свое время Фридрих Хайек, не выводятся логическим путем и не доступны для понимания сознанием отдельного человека. Так же как отдельной клетке, не доступен замысел всего организма. В это надо просто верить.
А можно не верить? Можно. В обозримый исторический период предпринимались, и не могли не предприниматься многократные попытки выстроить общественные отношения на основе тех понятий, которые легко умещаются в одной отдельно взятой голове. Ох уж эта гордыня, один из главных грехов. “Утопии”, общества всеобщего процветания, коммунизм и другие всяческие “измы”… Как только отрицались морально-нравственные “химеры” и “опиум для народа”, прерывалась связь времен. Не важно, какого масштаба были личности и какими намерениями они руководствовались, результат всегда был далек от ожидаемого. Благими намереньями вымащивалась дорога совсем не туда, куда хотелось.
А что, в обыденной жизни все всегда были и есть сплошь праведники? Ведь смотрите, сколько уж существуют многоклеточные организмы, ан нет, то одна, то другая клетка, возомнив себя центром всего организма, пытается жить по своим правилам, сугубо в своих эгоистических интересах, с явным и фатальным порой ущербом для всего организма. Мы до сих пор не избавили человечество от болезней. Победив одну болезнь, мы сталкиваемся с другой, ранее вообще не встречавшейся. Мы не искоренили преступность и, похоже, не искореним эту социальную болезнь никогда, встречая все новые ее проявления. А может быть, это все неизбежно и для чего то необходимо? Для того и щука в озере, что б карась не дремал?
Может быть, все дело в том, что вот этой отдельной клетке необходима некая свобода поведения? Необходима для выживания, для изменчивости, без которой нет и не может быть возможности приспособления к меняющейся внешней среде? И такая “свобода личности” в интересах всего многоклеточного организма, обеспечивая ему возможность развития и совершенствования? Но, есть пределы этой свободы и за этим строго следят защитные силы организма, “силовики”, иммунная система организма.
Вот так же, похоже, обстоят дела и в человеческом сообществе. Каждый волен верить или не верить, поступать так, как он считает нужным, и быть свободным в своем выборе и поступках, но при этом, в своих отношениях с другими людьми, он должен придерживаться тех самых заповедованных нам норм и ценностей. И присматривает за этим всем “социальная иммунная система”, система непоколебимых морально-нравственных ценностей и основанная на этом твердом фундаменте система права и законности, с присущими ей институтами законодательства и правосудия, главнейшей задачей которых является защита прав и свобод каждой отдельно взятой “клетки”.
Леонардо да Винчи, Ньютон, Моцарт, Эйнштейн и другие “не от мира сего” не укладываются в рамки обыденных норм, но именно благодаря им и им подобным человечество и развивается. Главное, что бы иммунная система вовремя разглядела, где здоровая, пусть и необычная клетка, а где мутант-паразит, где Эйнштейн, а где Гитлер, где Стив Джобс, а где Муаммар Кадаффи.
Пусть каждый живет, как хочет, но иммунная система общества должна ограждать все общество от попыток желающих навязать обществу свою волю, основанную на понятиях, уместившихся в одной отдельно взятой человеческой голове.
Шесть, ровно столько без труда одномоментно вмещается в одной голове, это емкость оперативной памяти отдельной человеческой особи. Три, это основа и база нашего индивидуального сознания, его предел. Шесть и три, три и шесть… Ничего не напоминает? Может быть, это действительно грань между человеком, человеческой особью в ее физической сущности, и Человеком – органической частью Человечества?
Где и когда, на каком этапе нашего развития мы уверовали в то, что человек “хозяин природы”? Когда наше раздутое тщеславие и величие привело нас к уверенности, что мы можем устраивать все вокруг по своему усмотрению? “Человек проходит как хозяин, необъятной родины своей…” Мы что, действительно считаем, что отдельная клетка является хозяином всего организма, что она в состоянии “выстроить” весь организм?
Много разной “заразы” и болезней выпадало на долю рода человеческого. В страшных эпидемиях гибли люди, много людей, но выживало Человечество. Но самая опасная зараза, это именно та, которая поражает саму иммунную систему… Синдром приобретенного иммунного дефицита, СПИД… мы ведь до сих пор так и нашли эффективного средства борьбы с этим вирусом?
Какими могли бы быть симптомы нездоровья социальной иммунной системы? Каждый без труда их распознает – неверие и забвение истинных морально-нравственных норм и принципов, подмена их ложными ценностями, придуманными отдельными головами; ощущение собственной исключительности, “я не такой, как все”; неуважение свободы и прав других; пренебрежение правом в угоду своекорыстию, “правильно то, что выгодно”; примат силы во взаимоотношениях – “право сильного”; разжигание розни и ненависти разного свойства – “разделяй и властвуй” и т.п.
Вот когда эти принципы станут главенствующими в обществе, вот тогда почти не останется надежды на его самоизлечение. Ну, что же, человечество, забывшее, что бесспорно хорошо то, что хорошо и полезно для всего человечества в целом и плохо, то, что противоречит этим общечеловеческим ценностям, может и не состоятся как жизнеспособный субъект. Через многие миллионы лет, когда природа полностью сотрет с лица Земли все следы нашего пребывания и сдует со своей поверхности оставленный нами “радиоактивный пепел”, может быть новые “… sapiens” предпримут новую попытку создать жизнеспособное сообщество себе подобных. И уже они колонизируют Марс и умчатся к дальним галактикам… И как знать, может быть, память о нас сегодняшних не сохранится даже в генетической цепочке носителей новой эры. Сколько их было тупиковых ветвей цивилизации. Одной больше, одной меньше…
Никто не утверждает, что люди вообще не в состоянии планировать и влиять на свое будущее, просто их возможности в этом плане весьма ограничены. И все достижения индустриальной и постиндустриальной революции, расширяя наши физические и интеллектуальные возможности, вовсе не страхуют нас от ошибок, а только повышает их цену – увеличивают масштаб возможных катастроф.
Мы в основном адекватно реагируем на внешний мир во всей сложности его проявлений, сторонимся “плохого” и тянемся к “хорошему”, но мы не можем этим миром управлять, опираясь на возможности нашего сознания. Изучать, познавать, понимать его законы и стараться следовать им, жить в гармонии с ним, но не управлять.
Наши планы тем успешнее, чем меньше они напоминают “планов громадьё”, чем ближе горизонт планирования, чем меньшее количество субъектов вовлекается в их исполнение и чем в большей степени они соответствуют морально-нравственным нормам и ценностям.
Любая наша активность волнами расходится по многочисленным и большей частью неизвестным нам связям и субъектам, и вряд ли стоит без большой нужды “гонять эти волны” с трудно прогнозируемыми последствиями. Не надо создавать проблемы окружающим, ровно, как и не надо пытаться осчастливить всех вокруг. И то, и другое в конечном итоге плохо закончится и в первую очередь для нас самих. Надо защищать и заботиться о тех, кто особо близок к нам и нуждается в этой заботе, и при этом по отношению ко всем остальным соблюдать те немногочисленные и простые нравственные ценности и моральные нормы, которые заповедованы нам и не важно, как и каким путем к нам пришедшие, то ли снизу из глубины веков, то ли сверху от Создателя.