Наука как главная производительная сила

Знание само по себе есть сила
Френсис Бэкон

В начале сентября вспомнить о науке святая задача. День знаний. В начале учебного цикла есть повод поговорить об ученых. Да и не только о них – о всех, от первоклассников до академиков, кто находится в поиске новых знаний.

Когда говорят о науке, как-то забывают о главном составляющем факторе этого процесса. Об ученом. Не о том, кого долго учили, а о том, кто может дать производству новую производительность. Это трудный путь научного процесса.

Сегодняшняя практика организации подготовки ученых сильно тормозит появление новых ломоносовых. Чтобы получить требуемые научные звания, молодому человеку после школы потребуется 6 лет учиться до степени магистра, затем в аспирантуре 3-4 года, защищать кандидатскую, затем 3-5 лет писать и защищать докторскую диссертацию. Т.е. только к возрасту 30-35 лет появляется возможность более или менее приличного признания результатов и заработка. Это при условии, что все эти звания получаются без проблем. А если образование в кредит? А если вокруг непонимание? А жизнь молодая прошла, что называется, мимо.

Поэтому уже в студенческом возрасте 30% учащихся имеют желание уехать за границу. Среди успешных аспирантов этот процент еще больше. Там и стипендии, и гранты, и обеспечение оборудованием не в пример нашим условиям выше. Зарубежные «хедхантеры» давно и успешно ищут в России толковых ребят. Увозят и обеспечивают прекрасные перспективы и по работе, и по зарплате. И обратно они редко возвращаются. Да их здесь никто и не ждет.

Это для России пострашнее импорта энергоресурсов будет. Современное производство немыслимо без постоянного использования достижений науки. Эффективность обеспечивает снижение стоимости единицы продукции. Без эффективной экономики государство рухнет само или ему помогут. Трагедия состоит и в том, что отечественное промышленное производство как СССР, так и сейчас практически невосприимчиво к НИР. Разве что в оборонке.

Кроме этого, аттестация научных кадров в России, мягко выражаясь, требует улучшения. Согласно Положению о присуждении научных званий докторская диссертация должна быть выполнена самостоятельно, но также в ней должны быть разработаны «теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны». Одному человеку это, как правило, не под силу или требует длительного времени. Это противоречит коллективным научным усилиям, приводит к мелкотемью и отставанию защищаемых идей.

Сложившаяся практика защиты диссертаций обладает еще одним «качеством». Никто не будет наказан, если отклонят достойную диссертацию с реальной научной новизной, так же как если пропустят сквозь систему аттестации плохую работу. Экономике от этого не тепло и не холодно.

Редко когда ребенок, с рождения склонный к исследованию нового (это залог его развития) сохраняет такое стремление с возрастом. Детское любопытство считается нормальным явлением, но с возрастом это становится сродни психической болезни. Фактически жертвовать своей жизнью для получения неизвестных знаний и неустойчивой заработной платы в будущем не каждому дано. Я знал человека с Кавказа, который после российской аспирантуры занимался тем, что бродил по родным горам с сачком и ловил разных насекомых. Это было крайне непонятно для среднестатистических кавказцев. Он говорил, что вся семья его поддерживала, «так как в каждой семье может быть больной на голову». Это потом, когда наступает эпидемия, такие мальчики спасают государства. Что и подтверждено было недавней историей с COVID-19.

Я к тому, что занятие наукой – труднейший путь развития исследователя в современных условиях, и оно должно быть не семейным делом, а государственным, если оно думает о росте производства. И главное в этом, чтобы люди, занятые в данной сфере, были как минимум уважаемыми, имели достойную заработную плату, способную обеспечить нормальные условия жизни, соответствующие уровню интеллекта.

В России ситуация в науке имеет другую тенденцию. За последние 17 лет количество научно-исследовательских организаций сократилось на 38%, конструкторских – на 4%, проектных и проектно-изыскательских – на 70%. При этом увеличилось число учреждений высшего образования, выполняющих НИОКР, почти в 3,5 раза и организаций промышленности, имевших научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения – на 29% (Россия в цифрах. 2018: Крат. стат. сб. / Росстат. M., 2018. 522 с.).

Численность персонала научных организаций в России за четверть века сократилась более чем вдвое (на 53%), а исследователи, т.е. наиболее активный состав работников, генерирующих научно-исследовательскую продукцию, сократились на 54%. Средний возраст кандидатов наук, занятых в научных организациях, старше 50 лет, докторов наук – старше 60 лет. Вывод – отсутствие воспроизводства наиболее творческой части научного персонала.

Переходя к теоретическим рассуждениям, можно сказать, что зреет и обостряется противоречие. С одной стороны, без новых знаний развития экономики не может быть, с другой стороны, люди, обладающие ЗНАНИЕМ, становятся могильщиками капитализма, так как возникают новые отношения. Знание – это не товар, т.е. оно не может обмениваться по законам купли-продажи. Продав знания, ученый становится еще большим «знатоком». Т.е. нет обмена, «передачи» в смысле «отдачи» знания. Не случайно существует нерешенная проблема определения стоимости интеллектуальной собственности, информации. Отсюда вывод: надо хорошо платить носителям и, главное, создателям информации. Иначе они становятся революционным классом.

«Люди ЗНАНИЯ, ученые, инженеры, врачи, учителя и пр. сегодня и есть тот хребет индустриального общества, которое с некоторых пор усердно хоронят. Хоронят во многом потому, что иначе они похоронят капитализм».

Что дальше? Дальше будет информационная экономика. Как бы не опоздать со входом в нее.



Добавить комментарий

Войти через соцсети