Памяти Евгения Тушкина. Невменяемый российский труд (10)

Не опоздайте измениться в стремительно меняющемся мире
Евгений Тушкин

Игорь Петренко,
главный редактор и учредитель «КД»

В прошлом году в сентябрьском номере в День знаний мы решили вспомнить наших главных спикеров, которые еще много лет назад призывали руководителей сесть за парты. И главным Учителем в высшей лиге, бесспорно, остался Евгений Тушкин, который написал более 50 статей для нашего журнала. Продолжаем публиковать выдержки из его книги «Особенности национальной работы». Большинство статей датированы 1998-2002 гг. 20 лет спустя его идеи приобретают особое значение, потому что многие уже на собственном опыте убедились в верности его прогнозов относительно развития российского бизнеса.


Продолжение, начало в №09(266), сентябрь 2022

Человеческие факторы организационного развития и директор как двигатель развития

Директор – это профессия, специальность или только должность? Вы не встречали в перечне вузовских профессий такую профессию, как директор? Я не встречал… Встречал «Экономика», «Экономика и организация производства» и подобные, с отраслевыми словами. А диплома с надписью «Директор» нет. Интересно, а если профсоюз, пусть виртуальный, существует, то это профессия. Когда я собираю на семинары по организационному развитию директоров самых различных отраслей, то я им объясняю, что, в какой бы они отрасли ни работали, они управляют социотехнической системой. После изумления (слов таких не знали) и недолгого сопротивления уныло соглашаются, уныние объясняют «чувством изнасилованности» припёртых к стене опытным следователем.

4 том восьмитомника «Hand book of Human Factors» посвящён организационной эргономике
4 том восьмитомника «Hand book of Human Factors» посвящён организационной эргономике

Я показываю четвёртый том восьмитомника «Hand book of Human Factors», который посвящён организационной эргономике (в США эргономика называется «человеческие факторы») и объясняю директорам, что эта сложная книга и является методологической основой их работы. Про сложность хорошо знаю, поскольку 25 лет назад участвовал в техническом редактировании этого тома.

Итак, Мидиэргономика – это человекоориентированное проектирование рабочих мест (или систем «человек-машина»), чего в России делать не умеют, как и не умели, это относится к школьным классам, аптекам, заводским цехам, атомным подводным крейсерам… нет числа эргономическим «косякам».

Мидиэргономика – человекоориентированное проектирование заводов, транспортных систем, больниц – всего того, что объединяет совокупность рабочих мест в разделении и кооперации труда. Здесь всё ещё хуже… это ваши, директора, социотехнические системы. Для встряски организации, резкого повышения производительности труда, создания качественной организации необходимо провести сессию стратегического проектирования.

Проект развития системы управления
Проект развития системы управления

И наконец, пора оптимизировать систему управления (компонент макроэргономики). Наиболее эффективно это происходит, когда руководитель в роли коуча консультирует проекты совершенствования функций, процедур, бизнес-процессов. Сотрудники, принявшие призыв капитала создать качественную организацию, разрабатывают по единой форме «иконы» проектов развития своих бизнес-процессов. Сумма этих проектов и даст проект развития организации.

Процессы, планируемые на сессии проектирования
Процессы, планируемые на сессии проектирования

Кризис убийственный и целительный

Нет организаций без организационных патологий, которые в конечном счёте для них смертельны.
Евгений Тушкин

Все организации и бренды умрут. Вопрос времени… Чаще всего бизнесы и бренды умирают намного раньше людей, своих создателей, но немало и примеров долгожительства. «Детская смертность» бизнесов (стартапов) – до 95% в первый год затеи. Массовая смертность для остальных наступает во время финансовых кризисов (в этот кризис должны умереть больше половины).

Но история (у них там) знает и долгожителей организаций и брендов. На бизнес-тренингах привожу пример «Студебеккера» – 217 лет. От карет и фургонов на конной тяге до лучших в мире военных грузовиков с огромным объёмом выпуска. Я ездил на «Студебеккере» от деревни Пантелеймоновка, где мы, тогда (1965 г.) «синие воротнички» завода «Радиоприбор», косили сено и нас возили на остров Даманский. Сено косили вручную и добавляли его к гнилому прошлогоднему в дырявые сараи – короче, изображали «хозяйственную деятельность», крайне необходимую советскому народному хозяйству. Главное – по этим дорогам до погранзаставы мог пройти только «Студебеккер». В этом его ЭКСКЛЮЗИВ – главное в бизнес-концепции.

Кроме того, из долгожителей известны семейные предприятия по производству вина в Испании, которые живут 14 поколений. Есть ещё немало примеров компаний, которые долгожительствали сквозь войны и кризисы благодаря их бизнес-концепции и бизнес-модели.

У нас ничего подобного нет и быть не могло из-за «прерывистости истории».

Нынешний кризис – очередной «прерыватель», который останавливает жизнь бизнесов и их развитие, в результате так и не зарождается в стране понимание, что организационное развитие – это основа совершенствования организации.

У директоров нет осознания того, что нужно идти по пути организационного развития как важнейшему пути выживания и увеличения конкурентоспособности, особенно в кризис. Сейчас нужно быстро крутить педали, для того чтобы оставаться на месте. Вы на месте, а остальные, кто не встал на путь организационного развития, сползают назад… в могилу… не завещав, что написать на эпитафии организации…

Кризис как волшебный пендаль

Я кризисы предрекаю, жду и тем самым магически приближаю их для отрезвления российского «бизнеса». Почему я жажду кризисов? Потому что они могут излечить немногих «отечественных производителей товаров и услуг» (в кавычках, потому что это карикатура на зарубежные прототипы), а большинство (в этот кризис больше половины) – убить. Я не радуюсь смерти глупых антиконцептуальных бизнесов, не имеющих прописанной, методологически обеспеченной бизнес-модели, – я радуюсь своей методологически обеспеченной прогностической правоте.

Разработка эффективной бизнес-модели для компании

Бизнес-концепции и бизнес-модели есть во всех организациях, но в 99% они содержатся только в одной голове первого лица, причём это слова и смыслы непрописанные, лохматые, неоднозначные. Поверьте, я много раз на стадии диагностики организации «вытягивал» из директоров «проблемное поле», организационные патологии и существующую бизнес-модель.

Ещё смешнее анализировать представления о бизнес-модели в головах управленческой команды. На сессии стратегического проектирования – это первый этап – ничего толком про бизнес-модель сказать не могут. Они даже существующую оргструктуру рисуют по-разному. А ведь это экипаж оргуправленческой машины, и единство и мощность вИдения управленческой команды – важнейший ресурс и фактор конкурентоспособности организации. И тогда я начинаю объяснять структуру бизнес-модели и приводить примеры успешных бизнесов и их бизнес-модели. А это означает, что вступает на сцену важнейший и могучий инструмент организационного развития – бенчмаркинг (benchmarking), сопоставительный анализ на основе лучших показателей, т.е. процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров лидеров для улучшения собственной работы.

Бенчмаркинг состоит из двух этапов: оценивание и сопоставление.

Обычно за образец принимают «лучшую» продукцию и маркетинговый процесс, используемые прямыми конкурентами и фирмами, работающими в других подобных областях, для выявления возможных способов совершенствования собственных продуктов и методов работы. Следовательно – копировать, а не изобретать!

Копировать изобретателей, которые уже прошли путь проб и ошибок. Изобретать придётся немало в процессе внедрения и адаптации инноваций.

Отраслевые клубы бенчмаркинга

Законы организационного развития едины для всех отраслей, но строители и ремонтники охотнее вступают в клуб, где есть их коллеги, пищевики – к пищевикам, причём кондитеры к кондитерам, они не хотят к хлебопёкам, пивоварам, засольщикам селёдки…

Общего в организационном развитии больше, чем различий

Компьютерная фирма Dell переняла метод, который впервые начала использовать компания Toyota в начале 1960-х годов. Он называется JIT-метод (just-in-time – точно в срок). То есть производители компьютеров учились у производителей автомобилей. Совершенно точно так необходимо делать всем производителям, включая производителей услуг.



Добавить комментарий

Войти через соцсети