Памяти Евгения Тушкина. Невменяемый российский труд (10)
Не опоздайте измениться в стремительно меняющемся мире
Евгений Тушкин
Игорь Петренко,
главный редактор и учредитель «КД»
В прошлом году в сентябрьском номере в День знаний мы решили вспомнить наших главных спикеров, которые еще много лет назад призывали руководителей сесть за парты. И главным Учителем в высшей лиге, бесспорно, остался Евгений Тушкин, который написал более 50 статей для нашего журнала. Продолжаем публиковать выдержки из его книги «Особенности национальной работы». Большинство статей датированы 1998-2002 гг. 20 лет спустя его идеи приобретают особое значение, потому что многие уже на собственном опыте убедились в верности его прогнозов относительно развития российского бизнеса.
Продолжение, начало в №09(266), сентябрь 2022
Человеческие факторы организационного развития и директор как двигатель развития
Директор – это профессия, специальность или только должность? Вы не встречали в перечне вузовских профессий такую профессию, как директор? Я не встречал… Встречал «Экономика», «Экономика и организация производства» и подобные, с отраслевыми словами. А диплома с надписью «Директор» нет. Интересно, а если профсоюз, пусть виртуальный, существует, то это профессия. Когда я собираю на семинары по организационному развитию директоров самых различных отраслей, то я им объясняю, что, в какой бы они отрасли ни работали, они управляют социотехнической системой. После изумления (слов таких не знали) и недолгого сопротивления уныло соглашаются, уныние объясняют «чувством изнасилованности» припёртых к стене опытным следователем.

Я показываю четвёртый том восьмитомника «Hand book of Human Factors», который посвящён организационной эргономике (в США эргономика называется «человеческие факторы») и объясняю директорам, что эта сложная книга и является методологической основой их работы. Про сложность хорошо знаю, поскольку 25 лет назад участвовал в техническом редактировании этого тома.
Итак, Мидиэргономика – это человекоориентированное проектирование рабочих мест (или систем «человек-машина»), чего в России делать не умеют, как и не умели, это относится к школьным классам, аптекам, заводским цехам, атомным подводным крейсерам… нет числа эргономическим «косякам».
Мидиэргономика – человекоориентированное проектирование заводов, транспортных систем, больниц – всего того, что объединяет совокупность рабочих мест в разделении и кооперации труда. Здесь всё ещё хуже… это ваши, директора, социотехнические системы. Для встряски организации, резкого повышения производительности труда, создания качественной организации необходимо провести сессию стратегического проектирования.

И наконец, пора оптимизировать систему управления (компонент макроэргономики). Наиболее эффективно это происходит, когда руководитель в роли коуча консультирует проекты совершенствования функций, процедур, бизнес-процессов. Сотрудники, принявшие призыв капитала создать качественную организацию, разрабатывают по единой форме «иконы» проектов развития своих бизнес-процессов. Сумма этих проектов и даст проект развития организации.

Кризис убийственный и целительный
Нет организаций без организационных патологий, которые в конечном счёте для них смертельны.
Евгений Тушкин
Все организации и бренды умрут. Вопрос времени… Чаще всего бизнесы и бренды умирают намного раньше людей, своих создателей, но немало и примеров долгожительства. «Детская смертность» бизнесов (стартапов) – до 95% в первый год затеи. Массовая смертность для остальных наступает во время финансовых кризисов (в этот кризис должны умереть больше половины).
Но история (у них там) знает и долгожителей организаций и брендов. На бизнес-тренингах привожу пример «Студебеккера» – 217 лет. От карет и фургонов на конной тяге до лучших в мире военных грузовиков с огромным объёмом выпуска. Я ездил на «Студебеккере» от деревни Пантелеймоновка, где мы, тогда (1965 г.) «синие воротнички» завода «Радиоприбор», косили сено и нас возили на остров Даманский. Сено косили вручную и добавляли его к гнилому прошлогоднему в дырявые сараи – короче, изображали «хозяйственную деятельность», крайне необходимую советскому народному хозяйству. Главное – по этим дорогам до погранзаставы мог пройти только «Студебеккер». В этом его ЭКСКЛЮЗИВ – главное в бизнес-концепции.
Кроме того, из долгожителей известны семейные предприятия по производству вина в Испании, которые живут 14 поколений. Есть ещё немало примеров компаний, которые долгожительствали сквозь войны и кризисы благодаря их бизнес-концепции и бизнес-модели.
У нас ничего подобного нет и быть не могло из-за «прерывистости истории».
Нынешний кризис – очередной «прерыватель», который останавливает жизнь бизнесов и их развитие, в результате так и не зарождается в стране понимание, что организационное развитие – это основа совершенствования организации.
У директоров нет осознания того, что нужно идти по пути организационного развития как важнейшему пути выживания и увеличения конкурентоспособности, особенно в кризис. Сейчас нужно быстро крутить педали, для того чтобы оставаться на месте. Вы на месте, а остальные, кто не встал на путь организационного развития, сползают назад… в могилу… не завещав, что написать на эпитафии организации…
Кризис как волшебный пендаль
Я кризисы предрекаю, жду и тем самым магически приближаю их для отрезвления российского «бизнеса». Почему я жажду кризисов? Потому что они могут излечить немногих «отечественных производителей товаров и услуг» (в кавычках, потому что это карикатура на зарубежные прототипы), а большинство (в этот кризис больше половины) – убить. Я не радуюсь смерти глупых антиконцептуальных бизнесов, не имеющих прописанной, методологически обеспеченной бизнес-модели, – я радуюсь своей методологически обеспеченной прогностической правоте.
Разработка эффективной бизнес-модели для компании
Бизнес-концепции и бизнес-модели есть во всех организациях, но в 99% они содержатся только в одной голове первого лица, причём это слова и смыслы непрописанные, лохматые, неоднозначные. Поверьте, я много раз на стадии диагностики организации «вытягивал» из директоров «проблемное поле», организационные патологии и существующую бизнес-модель.
Ещё смешнее анализировать представления о бизнес-модели в головах управленческой команды. На сессии стратегического проектирования – это первый этап – ничего толком про бизнес-модель сказать не могут. Они даже существующую оргструктуру рисуют по-разному. А ведь это экипаж оргуправленческой машины, и единство и мощность вИдения управленческой команды – важнейший ресурс и фактор конкурентоспособности организации. И тогда я начинаю объяснять структуру бизнес-модели и приводить примеры успешных бизнесов и их бизнес-модели. А это означает, что вступает на сцену важнейший и могучий инструмент организационного развития – бенчмаркинг (benchmarking), сопоставительный анализ на основе лучших показателей, т.е. процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров лидеров для улучшения собственной работы.
Бенчмаркинг состоит из двух этапов: оценивание и сопоставление.
Обычно за образец принимают «лучшую» продукцию и маркетинговый процесс, используемые прямыми конкурентами и фирмами, работающими в других подобных областях, для выявления возможных способов совершенствования собственных продуктов и методов работы. Следовательно – копировать, а не изобретать!
Копировать изобретателей, которые уже прошли путь проб и ошибок. Изобретать придётся немало в процессе внедрения и адаптации инноваций.
Отраслевые клубы бенчмаркинга
Законы организационного развития едины для всех отраслей, но строители и ремонтники охотнее вступают в клуб, где есть их коллеги, пищевики – к пищевикам, причём кондитеры к кондитерам, они не хотят к хлебопёкам, пивоварам, засольщикам селёдки…
Общего в организационном развитии больше, чем различий
Компьютерная фирма Dell переняла метод, который впервые начала использовать компания Toyota в начале 1960-х годов. Он называется JIT-метод (just-in-time – точно в срок). То есть производители компьютеров учились у производителей автомобилей. Совершенно точно так необходимо делать всем производителям, включая производителей услуг.