Электронное таможенное декларирование
Таможенное оформление грузов требует документального сопровождения. Сегодня при «прохождении таможни» на смену бумажным носителям приходят электронные документы, заверенные электронной подписью. C 1 января 2014 года электронное декларирование товаров при их перемещении через таможенную границу Таможенного союза стало обязательным – в соответствии с ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 204, ч. 4 ст. 322). Мы подготовили ответы на некоторые вопросы, связанные с этим нововведением.
– Всем ли участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с 2014 года необходимо перейти на электронное декларирование? Или есть исключения?
– Большинство компаний уже перешло на новые способы документооборота. По состоянию на декабрь 2013 года, по данным ФТС, 94% участников внешнеэкономической деятельности (на их долю приходится 99% от общего числа деклараций) использовали электронное декларирование. Остальные 6% – это организации, прибегающие к услугам таможни лишь эпизодически. До сих пор они предпочитали по старинке составлять бумажные документы, однако с 1 января 2014 им придется изменить привычки.
Бумажные декларации останутся, но будут использоваться в отдельных случаях, установленных правительством. Например, отказ от товара в пользу государства, его уничтожение, декларирование в режиме секретности, международные почтовые отправления, карнет АТА. Совокупный объем этих форм, по данным ФТС, не превышает 0,5% из 4,5 млн таможенных деклараций, ежегодно подаваемых в России.
– Как проводится процедура электронного декларирования?
– В таможенные органы в электронном виде подается декларация, подписанная электронной подписью, и опись документов. В ходе выпуска товаров в свободное обращение таможней могут быть затребованы дополнительные документы. Участник ВЭД предоставляет их – также в электронном виде. Дистанционно могут быть проведены и таможенные операции по контролю – проверка сведений, досмотр, осмотр товаров.
Важным элементом электронного декларирования является электронная подпись (ЭП) для таможни. Получить такую подпись для подтверждения подлинности документации, а также весь спектр сопутствующих услуг, можно или в нашей компании, или у других аккредитованных Удостоверяющих центров. Среди наших преимуществ – быстрый выпуск сертификата. Клиент приходит в офис, через 20 минут он его покидает уже с электронной подписью. Не нужно тратить часы своего времени на ожидание или вторую поездку в офис Удостоверяющего центра.
Наша ЭП для таможни имеет и еще одно существенное преимущество – дополнительную область применения. Абонент «Деловой сети» при покупке ЭП для таможни имеет право бесплатно выбрать еще один портал, на котором он сможет воспользоваться этой подписью. Пока это Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и сайт Госуслуги – на выбор. В дальнейшем планируется расширить список таких сайтов.
– Чиновники и заинтересованные организации (в нашем случае это Удостоверяющие центры), разумеется, хвалят новые технологии. Но есть ли от них польза самим участникам ВЭД?
– Благодаря электронному оформлению за последние два года сроки таможенного оформления сократились в два раза, причем как на сухопутных переходах, так и в портах. Само таможенное оформление сейчас занимает 1-2 дня. И немаловажная деталь – процесс подачи декларации исключает непосредственный контакт с таможенным инспектором и возможные коррупционные схемы.
– Развивается ли электронное декларирование?
– Да, оно прошло большой путь за последние 3-4 года. Сначала действовала форма ЭД-1, при этом в таможню отправлялись отсканированные документы. Это было сложно, и таким образом работали только таможенные брокеры. Сейчас действует ЭД-2 – все участники ВЭД могут отправить декларацию в таможню в электронном виде с пакетом формализованных документов.
Существует несколько способов подать декларацию в электронном виде. Первый – непосредственно на сайте таможни – www.customs.ru. Необходимо зайти в раздел для подачи деклараций на товары, перемещаемые через таможенную границу и процедуры предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах до их фактического прибытия на таможенную территорию. Далее – зарегистрироваться на сайте, потом зайти в свой личный кабинет и отправить документы, заверенные ЭП.
Есть и второй, который гораздо удобнее, с помощью специализированного программного обеспечения, которое значительно облегчает этот процесс.
Предоставлять декларацию в таможенные органы через сайт удобно только для тех, кто оформляет таможенные грузы очень редко. Например, кому-то нужно подавать документы только раз в год. И ему нет особого смысла в покупке программы. Тем же, кто занимается ВЭД регулярно, вручную заполнять их на сайте довольно утомительно.
Узнать больше об электронном таможенном декларировании, приобрести сертификат электронной подписи и специализированное программное обеспечение вы всегда можете, посетив наш офис или позвонив по телефону (423) 262-02-62.