Правительство учится управлять?

Если разрушается мышление, то разрушается и порядок

Конфуций

Начну с цитаты. Владимир Путин на последнем Инвестиционном форуме «Россия зовёт!» сказал:

«Несмотря на снижение темпов глобального роста, в России сохраняется позитивная экономическая динамика. В прошлом году прирост ВВП составил 2,3%. За три квартала текущего года он скромнее – мы это все с вами хорошо знаем – 1,1%. Но со второго полугодия, по оценкам Минэкономразвития, отмечается определенное ускорение роста»

http://kremlin.ru/events/president/transcripts/speeches/62073.

Главный экономический оптимист – министр М. Орешкин, – конечно, выполняет задачу успокоить народ и президента. Он, вероятно, так и видит положительную динамику: цифры ведь не отрицательные. В планах Минэкономразвития значится, что российская экономика ускорится с 1,3-1,7% роста в 2019-2020 гг. до 3,1-3,3% в 2021-2024 гг., в том числе за счет реализации нацпроектов [https://www.rbc.ru/economics/31/10/2019/5db99ac09a79476c45c403df]

Цифры фантазийные.

А реальная жизнь показывает другое. В прогнозе Центрального банка РФ предполагаются такие темпы прироста ВВП на 2019 г.: 0,8%, далее два года – по 1,5-2%, в 2022 г. – 2,0-3.0% [https://www.vestifinance.ru/articles/127257].

Что касается мировой экономики, то, например, экономисты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) считают, что рост мировой экономики в 2019 году замедлится с 3,6% до 2,9%, а в России – с 1,5% до 0,9% [https://thebell.io/2019-god-god-stanet-dlya-mirovoj-ekonomiki-hudshim-so-vremen-krizisa-2008-goda/]. В общем, Россия не догоняет.

Время разобраться с началом выполнения национальных проектов. На них возлагалось достижение главной цели: ускорить развитие экономики. Само создание системы национальных проектов как средства реального, целевого планирования со стороны государства было явлением вынужденным (и непривычным), так как экономика в рамках сложившейся системы монетарного управления давно уже стагнирует. Естественно, что и выполнение их также предполагало только по затратным показателям (объем финансирования, освоение выделенных ресурсов). И даже так наблюдается невыполнение этих проектов. «Общий уровень исполнения федеральных расходов на 12 нацпроектов и план модернизации инфраструктуры составляет 55,7% (чуть более 1 трлн руб.) к началу октября, следует из данных Казначейства» [https://www.rbc.ru/economics/31/10/2019/5db99ac09a79476c45c403df].

Наиболее низкое исполнение бюджета сложилось по 4 нацпроектам:

  • «Повышение производительности труда и поддержка занятости» – 17,7% (несмотря на то, что это самый малый по объемам проект);
  • «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – 12,2%;
  • «Экология» – 11,6%;
  • «Цифровая экономика» – 8,3%.

При этом совсем нет информации о выполнении целевых показателей. А они есть в проектах, в том числе на 2019 г. Например, в программе повышение производительности труда (руководитель министр экономического развития М.С. Орешкин) есть целевой норматив «средние темпы роста в 5%». При этом такой показатель, как «доля предприятий, на которых прирост производительности труда соответствует целевым показателям» на 2019 г. должна составить 60%. В проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (руководитель – министр транспорта РФ Е.И. Дитрих) целевой показатель «доля автомобильных дорог регионального значения соответствующих нормативным требованиям» – 44,1%. В программе «Экология» (руководитель – министр природных ресурсов Д.Н. Кобылкин) есть такой целевой показатель, как снижение ущерба от лесных пожаров с 32,3 млрд руб. в 2018 до 20,5 в 2019 г. В программе «Цифровая экономика» (руководитель – министр цифрового развития К.Ю. Носков) есть такой показатель, как «Доля социально значимых объектов инфраструктуры имеющих возможность подключения к широкополосному интернету», который по сравнению с прошлым годом должен увеличиться в 1,5 раза и достигнуть 45,2%.

Плановые показатели есть, но вот нет нигде сообщений, что производится «план-фактный» анализ выполнения этих показателей. И желательно, чтобы это был публичный отчет, например, на заседании Государственной Думы РФ, где, похоже, председатель В.В. Володин интересуется этими вопросами. Публично заявлено – публично и отчитывайтесь, господа управленцы! И на региональных и местных уровнях управления тоже неплохо бы дать публике информацию подобного типа. А пока хочется крови. Тот, кто не выполняет поручений президента, должен быть под суд отдан, как в Китае, или, по крайней мере, должен быть уволен. Остальные управленцы заработают активнее.

Но проблема повышения эффективности экономики лежит еще глубже. В рамках монетарной теории, которая доминирует в деятельности Правительства национальные проекты – это, по существу, попытка внедрить элементы программно-целевого подхода в действующую систему управления. А она, как известно, опирается на концепцию «главное выделить деньги, а там народ, бизнес, регионы самоорганизуются», и все как-то само получится». Не получается, как видим по итогам деятельности. Отсюда и произошел «революционный подход» к системе управления. Не очень удачный, на мой взгляд, (можно было бы использовать теоретические наработки зарубежных стран в области индикативного планирования рыночной экономики или хотя бы работы Новосибирских ученых-экономистов советского периода).

Управление – это выполнение трех основных функций управления: планирования, организации, контроля. Это все студенты знают: планирование – постановка целей на будущее. Организация – согласование в пространстве и во времени использования всех необходимых ресурсов. Контроль – сопоставление плана и факта по существу, т.е. по степени выполнения плана, достижения цели. И судя по национальным проектам, есть какое-то планирование. Начинается осознание того, что нужен контроль. Пока дела идут неважно. Контроль осуществляется только по затратам. Теперь следует научиться наиболее сложному в управлении: как осуществлять функцию организации в рыночных условиях, если не менять парадигму управления?

Учиться – значит исправлять прошлые ошибки, а для этого их следует признать.



Добавить комментарий

Войти через соцсети