Говорят, что числа правят миром.
Нет, они только показывают, как правят миром

И.В. Гёте


План как концентрат экономики

Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том,
как хорошо мы работаем
(из к/ф «Служебный роман»)

19 апреля 2017 года Дмитрий Анатольевич Медведев, как председатель Правительства РФ, сделал отчет за 2016 г. перед Государственной Думой.

Ощущение такое, что Медведев преподнес Госдуме некое эссе на тему экономики России, написанное в своей индивидуально-авторской манере. И изложил все, как всегда, мило улыбаясь. Даже характеризуя экономическое состояние экономики России, он опирался на некие данные зарубежных рейтинговых агентств: Fitch, Moody’s и S&P. При этом полностью игнорируя статистические данные собственной страны, кроме некоторых отраслей, связанных с ВПК.

Это нам, рядовым наблюдателям, длительность официального опубликования материалов Росстатом причиняет неудобства, но уж для своего правительства статистики должны были бы поднапрячься. Но дело в том, что уже ко времени доклада председателя были опубликованы статистические данные, опираясь на которые, я попробую сделать работу, которую следовало бы сделать Правительству. Т.е. подвести некоторые общие итоги экономического результата деятельности Правительства РФ в 2016 г. и даже за 1 квартал 2017 г.

Итак, опираясь на данные, опубликованные по адресу: http://www.gks.ru/bgd/free/B17_00/Main.htm, можно сделать вывод, что не все было так радужно, как это представлено в докладе. Прежде всего следует сказать о динамике общих показателей. Так, валовой внутренний продукт РФ в рыночных ценах в 2016 г. равнялся 86 043,6 млрд рублей, что составило 99,8% от уровня 2015 г. (в котором этот индекс относительно 2014 г. также был меньше единицы – 97,2%). И за первый квартал 2017 г. динамика не радует – 99,8% относительно аналогичного периода 2016 г. Индекс промышленного производства в первом квартале 2017 г. составил 100,1%.

Коварство стоимостных объемных показателей в том, что их нужно рассматривать только с учетом динамики цен или инфляции. В докладе сказано, что инфляция в РФ составила 4,2%. Так что рассмотренные цифры нужно корректировать на величину как минимум 1,042. Таким образом, реальный индекс роста ВВП составил: 0,998 / 1,042 = 0,96. Тенденция падения производства продолжается как минимум 10 лет. Т.е. это не следствие каких-либо санкций, на которые ссылается докладчик, это проблема, заложенная в самой системе управления. Все это неминуемо приводит к снижению уровня жизни населения.

Аналогичные вялые процессы протекают и в Приморском крае. Так, согласно данным (Итоги деятельности городских округов и муниципальных районов Приморского края за 2016 год: Бюллетень. Владивосток: Приморскстат, 2017. 62 с.), здесь индекс выпуска продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности составил в 2016 г. 96,6%, индекс реальной заработной платы – 100,3%.

Отсутствие планирования – главная проблема современного менеджмента. В. Путиным была поставлена задача разработать в мае с.г. «перспективный план развития экономики страны». В качестве целевого критерия плана президентом установлено, что «…темпы роста должны превышать темпы роста передовых экономик мира».

Посмотрим, что произошло с этим. 20 мая 2017 года Д. Медведев представил президенту В. Путину план действий правительства на 2017-2025 годы. Интересно, как здесь происходит подмена понятий. Если президент поставил задачу разработать «план развития экономики страны», то на рассмотрение подан «план действий правительства», вместо критериального показателя – «превышения темпов роста передовых экономик мира» – в «плане» предлагается превышение «среднемировых темпов роста». Этот критерий, видимо, задается с учетом динамики каких-нибудь Конго и прочих Зимбабве.

Некомпетентность экономического руководства страны ясна уже многим. Интерес к министру экономического развития М. Орешкину и его деятельности у меня чисто профессиональный, как профессора. Дело в том, что он (министр) является продуктом современного высшего образования. Сначала бакалавр, потом магистр. Карьеру сделал в Министерстве финансов. Т.е. это сформированный менеджер в области монетарного управления, не понимающий ничего в реальном производстве и, следовательно, в экономике.

Вообще у нас существует Федеральный закон №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в котором сформулировано понятие стратегического планирования: это «…деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации…направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации…». Следовательно, и отчет, и план должны бы создаваться в такой же структуре: какова была (ставится) цель, что формировалось (или будет) в плане, таковы были (и будут) конкретные мероприятия по привлечению ресурсов. Кроме того, в законе указывается, что «…цель социально-экономического развития должна характеризоваться количественными и (или) качественными показателями». Отчет и план на следующий период, согласно теории управления, должны докладываться одновременно. Перерыв между ними недопустим.

Рецепты выхода из стагнации давно известны: для стратегического роста необходимы структурный маневр в реальном секторе (ускоренный рост производства средств производства), развитие науки и технологии, инвестиции в инфраструктуру, сдвиг социальных расходов в пользу здравоохранения и образования. Но пока не похоже, чтобы эта задача стояла на повестке дня у правительства.

Это в корне противоречит требованиям президента. На представлении плана он сказал: «Я просил правительство подготовить план развития экономики, определения перспективных направлений развития, средств на достижение этих целей на период 2017-2025 годы…». И далее: «Вне зависимости ни от каких персоналий, вне зависимости даже от внутриполитического графика страна должна иметь ясный и понятный план развития экономики и социальной сферы» (http://www.kurer-sreda.ru/2017/05/20/291929-plan-medvedeva-v-2019-ekonomika-rossii-pokazhet-rost-ekonomiki-vyshe-srednemirovyx).

Прошло почти полгода планового периода… Россия стремительно приближается к бедным странам и к обострению социальных проблем.



Добавить комментарий

Войти через соцсети