Объективность информации в системе управлении

Падает тот, кто бежит. Тот, кто ползет, не падает
Плиний Старший

Производство – главный потребитель информации. И чем лучше организован процесс, генерации знаний, их продвижения до производства и освоения в нем, тем выше эффективность организации. Идеально это так, но жизнь более сурова по отношению к знаниям. Существует конкурентная борьба, секреты (скрытые знания), подмена (сознательное искажение) информации, влияние личностных факторов лиц, принимающих решения (ЛПР) и др. негативные процессы.

Находящийся в промежуточном месте линейный руководитель находится в условиях, когда объективно возникают искажения в информации. Иногда искажения сознательно создаются. На нижестоящих уровнях всегда возникает некоторая свобода или люфт принятия решений, которые в процессе развития организации не всегда можно нормировать сверху. Т.е. на промежуточных уровнях всегда вносится некоторые искажения в первоначальной информации. Особенно когда задачи ставятся «в общем». Ситуация «казнить нельзя помиловать» типичная в этих случаях. И чем крупнее организация, тем сложнее процессы преобразования этой информации. Это компенсируется путем визирования приказов, многократных уточнений документов (чертежей и др.). И когда ответственность превышает возможности исполнителя достижения поставленной цели, тогда он требует письменного приказа, как гарантии спасения на своём уровне в случает невыполнения или, наоборот, выполнения указаний с негативными последствиями. Детализация этих указаний всегда с той или иной регулярностью происходят на промежуточных уровнях управления. Особенно, если сам руководитель не знает, что делать. Тогда осуществляется либерально попустительский тип управления, когда подчиненные сами предлагают варианты решений, а руководитель соглашается или нет с этими предложениями. Это путь к концу существования организации «сверху».

Личные потребности и интересы в контексте участия ЛПР в системе управления могут существенно повлиять на объективность информации и, следовательно, на успех организации. Не только непосредственно личные интересы играют роль, но и семейные, клановые, национальные особенности отношений. Известно, что в период правления Сталина ускоренно относительно других республик расцветала Грузия. В период правления Хрущева и Брежнева расцветала Украина.  Если губернатор не отошел от бизнеса, то в принятии его решений превалируют интересы своего бизнеса, а не территории. У Горбачёва интересы жены Раисы Максимовны были объективным фактором управления страной. У Путина будущие историки тоже что-нибудь найдут. В каждой организации противоречие общественных или личных интересов у ЛПР было всегда.

Все знают, что любой начальник любит «хорошую информацию». Фактически дело обстоит так, что подчиненный вынужден корректировать обратную связь так, чтобы информация была «приятная» руководителю во всех отношениях. Известно с древних времен, что всякие ханы убивали носителей плохих вестей. Сейчас все не так сурово, но возможность увольнения руководителя среднего уровня в случае поступления от него «нехорошей информации» – тоже неприятное дело. На этом пути искажения информации снизу-вверх много возможностей. От прямого замалчивания (не)существенных данных, сокрытие важных, откладывание на более поздний срок поступления «наверх» информации, старение и неполнота информации, «забалтывание», перегрузка канала информации несущественными данными, демагогия и т.п. действий. Делается все, что лишь бы было «приятно начальнику». Да и сам начальник иногда требует таких подходов. Чтобы не расстраиваться и ради «сохранения здоровья». Это начало конца организации.

И здесь, как ни странно, возникают трудности в получении объективной информации. На промежуточных уровнях управления организацией подчас «регулируется» что можно показать начальнику, что нельзя, что «не сейчас». Т.е. сознательно вносятся искажения в системе обратной связи. Это касается сбора информации во внешней среде организации (касается постановки целей), внутренних процессах достижения целей, того что можно и что нельзя показывать.

Вопросы секретности конечно всегда важны по причине конкуренции, накопления данных, промышленной разведки и т.п. Здесь возникает проблема информированности общества на отчетных данных акционеров, собраний общественных организаций, государственной информации (государство тоже общественная организация).

И тут кто победит в поиске информации. Рано или поздно, но на поверхность вырвется объективная информация в виде свидетельства об успехе организации, либо о её смерти –  банкротстве организации в разных видах – уход с рынка вследствие её неконкурентоспособности, проигрыша в войне и др.

Поэтому главная задача руководителя обеспечить объективность информации, проходящей как сверху вниз, так и снизу-вверх. Личную заинтересованность людей, которая объективно существовать будет всегда, следует нейтрализовать вплоть до увольнения за подачу искаженной информации. Возможно, в целях повышения надежности управления следует запараллелить процессы поступления информации. Как минимум требуется дублирование информации, поступающей снизу от независимых друг друга источников.  Должно быть два, три независимых источника информации о процессах происходящих как вне, так и внутри организации.

В системе управления особенно важна объективность информации о состоянии промежуточных этапов выполнения технологии достижения целей. Начиная от контроля размеров деталей на уровне рабочих, их изготавливающих. Затем на уровне линейных руководителей, отдела технического контроля предприятия. Затем на уровне финального контроля выпуска окончательного изделия. Затем и на уровне контроля обратной связи финансового порядка, есть ли прибыль от этих изделий (то для чего ради и создаётся организация в рыночной экономике). Участники организации должны понять «туда ли идет организация», те ли цели преследуются, ради которых создана организация. Если есть расхождения между целями и промежуточными результатами, то это сигнал, на основании которого участники выходят из организации. Формы ухода разные, если есть куда выходить, все относительно мирно, если некуда выходить – жди, начальник, революцию.

Начальник должен любить (это форма мазохизма или паранойи) или просто искать «плохую информацию», которая может разрушить организацию.

Владивосток, февраль 2023



Добавить комментарий

Войти через соцсети