Отказ в государственной регистрации ликвидации организации

    1. Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20 – 22 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон, Закон). Частью 2 статьи 21 Закона предусмотрено, что

для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  1. подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
  2. ликвидационный баланс;
  3. документ об уплате гос. пошлины.

В силу пункта 4 статьи 9 этого же Закона данный перечень является исчерпывающим. Однако, налоговые органы не всегда принимают решения о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации. Рассмотрим позицию Высшего Арбитражного Суда РФ (далее – ВАС РФ) по данному вопросу.

Так, Определением от 12 мая 2009 г. №ВАС-5652/09 ВАС РФ признал обоснованность вынесенных судебных решений по иску налогоплательщика, о признании незаконным отказа в государственной регистрации ликвидации Общества и отказал налоговому органу в передаче дела в Президиум ВАС РФ. Суть спора заключалась в следующем. Налоговый орган отказал в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией из-за недостоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе, а именно: отсутствия в нем данных о наличии у общества недвижимого имущества. В обоснование своей позиции инспекция сослалась на определение суда о применении обеспечительных мер, запрещающих Главному управлению Федеральной регистрационной службы производить перерегистрацию на других лиц принадлежащего обществу недвижимого имущества.

Однако суды не согласились с позицией налогового органа и удовлетворили иск Общества, указав при этом на следующее.

Согласно статье 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. В случае недостаточности денежных средств оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями указанной организации в пределах и в порядке, установленном законодательством РФ.

В силу статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, сроке уплаты налога, данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Вместе с тем налоговым органом как кредитором соответствующие требования к ликвидационной комиссии ликвидируемого юридического лица не предъявлены. Кроме того, за принудительным взысканием имеющейся, по утверждению инспекции, задолженности в судебном порядке заявитель также не обращался. В этой связи несоблюдение инспекцией установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации юридического лица влечет установленные налоговым законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора. В связи с тем, что Обществом все условия для государственной регистрации в связи с ликвидацией общества соблюдены, оснований для отказа в регистрации у инспекции не имелось. Определением от 16 марта 2009 г. №2832/09 ВАС РФ также отказал налоговому органу по аналогичному спору в передаче дела в Президиум ВАС РФ. Удовлетворяя требования Общества, суд апелляционной и кассационной инстанции указал на то, что довод Инспекции о том, что представление ликвидационного баланса без указания суммы фактической задолженности общества по обязательным платежам, равнозначно его непредставлению в регистрирующий орган, не соответствует требованиям законодательства. На момент обращения заявителя в регистрирующий орган с заявлением, согласно справке регистрирующего органа, задолженность по обязательным платежам у общества отсутствовала, а акт выездной налоговой проверки не свидетельствует о доначислении заявителю сумм обязательных платежей. Довод инспекции о задолженности, имеющейся у общества на момент его обращения с заявлением, правомерно признан несостоятельным, поскольку, если проверка соблюдения обществом налогового законодательства проведена инспекцией в период осуществления ликвидационных процедур и до представления ликвидатором заявления о регистрации ликвидации общества, она вправе была направить ему соответствующее требование.

Доказательства о предъявлении инспекцией такого требования до завершения ликвидации общества суду представлены не были.

В Определении от 26.05.2009 г. №6396/09 по аналогичному спору ВАС РФ, помимо указанных выше обстоятельств, указывает на недопустимость указания в качестве оснований для отказа в регистрации ликвидации организации предположений о наличии задолженности, сведения о выявлении которой получены по результатам выездных проверок, состоявшихся уже после отказа в регистрации и при отсутствии требований о включении имеющейся у общества задолженности в реестр требований кредиторов до завершения ликвидационных процедур.

Однако, если инспекция предъявила предприятию требования об уплате сумм налогов, пеней, санкций по вступившему в силу решению по акту налоговой проверки и обратилась в арбитражный суд с иском об их уплате до представления заявления общества о регистрации ликвидации, а ликвидатор не уплатил сумму задолженности и не включил задолженность перед бюджетом в ликвидационный баланс, действия налогового органа об отказе в регистрации ликвидации будут признаны законными.

В Определении от 20 февраля 2008 г. №1665/08 ВАС РФ указывает на следующее. В силу пункта 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами. Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. Исходя из смысла указанных законоположений, ликвидационный баланс общества, составленный с нарушением данных требований, не может считаться достоверным. Доводы о заявлении инспекцией своих требований после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, признаны судом несостоятельными, поскольку требования об уплате налогов, пеней и санкций направлены налоговым органом в период деятельности ликвидационной комиссии. В соответствии со статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия должна была исполнить обязанность по уплате налогов.



Добавить комментарий

Войти через соцсети