Контроль над адвокатурой!?

20 сентября 2001 года Федеральным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу проведено в городе Хабаровске при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе совещание руководителей территориальных органов юстиции и представителей коллегий адвокатов по теме: “Об осуществлении территориальными органами юстиции контрольных функций в области адвокатуры и их взаимодействие с коллегиями адвокатов, действующими в Дальневосточном федеральном округе”.

В совещании приняли участие Обрядин Ю.И. – заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, Хышиктуев О.В. – руководитель департамента по вопросам правовой помощи Министерства юстиции Российской Федерации, Гулягин Ю.А. – начальник Федерального управления Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу, его заместители, руководители территориальных органов юстиции, специалисты Федерального управления и Главного управления МЮ РФ по Хабаровскому краю, начальник отдела Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном Федеральном округе, заместитель начальника следственного управления УВД Хабаровского края, заместитель председателя Хабаровского краевого суда, заместитель председателя Федерального Арбитражного суда Дальневосточного федерального округа, представители коллегий адвокатов, действующих в Дальневосточном федеральном округе. Приморскую краевую коллегию адвокатов представляли Веремчук В.Р. – вице-президент Федерального союза адвокатов России, член президиума ПККА, Минцев Б.П. – заместитель председателя президиума ПККА, и я – Суховерхов Е.П. – член президиума ПККА.

Вызвали недоумение и огорчение как сам факт проведения такого совещания, так и его тема. Известно, что взаимоотношения между властью и гражданским обществом основаны на принуждении, которое власть обеспечивает создаваемыми ею силовыми структурами. Как ни в одном государстве, российская власть всегда стремилась довести такое принуждение до беспредела, совершенствуя свои силовые структуры и способы насилия. За последние 10 лет в России создано и продолжает создаваться такое количество силовых структур, которому может позавидовать любое тоталитарное государство. В силовое ведомство преобразовано Министерство юстиции, под провозглашенный лозунг об укреплении государственной власти созданы дополнительные – по федеральным округам – прокуратуры, управления юстиции и т.п. Все эти структуры на практике никогда не действовали в рамках законов и других нормативных актов. У общества же нет способов защиты от беспредела властных силовых структур.

Единственным институтом гражданского общества, способным от имени общества контролировать властные силовые структуры и с помощью Закона, суда добиваться от них действовать в рамках Законов, является институт адвокатуры. Таким образом, в действительно демократическом государстве общество через свои институты всегда стремится контролировать власть и удерживать её действия в рамках законов. В этом заключается главная роль адвокатуры в государстве. Задачей адвокатуры является обеспечение квалифицированной юридической помощью каждого в ней нуждающегося. Функции адвокатуры – деятельность от дачи консультаций, до защиты по уголовным делам и представительства по гражданским и арбитражным делам.

В России же все наоборот. Власть стремится беспредельно контролировать институты гражданского общества, само общество. Ярким подтверждением этому явилось данное совещание, которое ничего, кроме досады и чувства безнадежности построения в России демократического правового государства, у нас не вызвало. Именно Министерству юстиции РФ принадлежит главная роль в том, что адвокатура в настоящее время доведена до катастрофического положения.

В результате принятия новой Конституции, демократических преобразований и реализации правовой реформы из-под влияния неограниченной исполнительной власти в лице Минюста вышла судебная система России, став наконец самостоятельной судебной властью. В силу этих же процессов и под давлением адвокатской общественности из компетенции Минюста было изъято “общее руководство” коллегиями адвокатов. Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 4 ноября 1993 года № 1187, за министерством юстиции в отношении адвокатуры была закреплена лишь одна функция – сотрудничество с объединениями и организациями адвокатов в интересах развития по оказанию правовых услуг. Это Положение действовало до 2 августа 1999 года.

При таких обстоятельствах Министерство юстиции, понукавшее судьями и адвокатами, как начальник ЖЭУ слесарями, становилось ненужным. Однако, чиновники, как известно, бессмертны. Часть из них переметнулась в весьма доходный в то время нотариат, другие побеспокоились о создании, надо прямо сказать, нелегитимных “параллельных” коллегий и заняли доминирующие места в них. Естественно, что традиционные коллегии их не устраивали по многим причинам.

Итак, вместо сотрудничества с традиционными объединениями и организациями адвокатов, Минюст создал новые “параллельные” и с ними действительно стал тесно сотрудничать, поскольку ряды этих “адвокатских новообразований” формировались в основном людьми, традиционно враждебными институту защиты, желающими поуправлять адвокатурой России. Их интересы на время объединились.

В результате этого объединения возросло давление на традиционные коллегии адвокатов как со стороны Минюста РФ, заинтересованного вернуть себе в подчинение адвокатуру, так и со стороны руководства “параллельных” коллегий, объединившихся в основном в Гильдию Российских адвокатов и желающих создать Министерство адвокатуры, чтобы поуправлять традиционными коллегиями.

Однако министерские чиновники оказались проворнее. Воспользовавшись спрограммированными и реализованными Минюстом РФ разногласиями по поводу будущего адвокатуры между традиционными, объединившимися в Федеральный Союз адвокатов России, и “параллельными”, объединившимися в Гильдию Российских адвокатов коллегиями, они провели через Указ Президента Российской Федерации № 954 от 2 августа 1999 года новое Положение о Министерстве юстиции РФ, которым вводится контроль за соблюдением законодательства коллегиями адвокатов. Таким образом, к уже существующим традиционным органам, осуществляющим функции контроля за соблюдением законодательства всеми гражданами и юридическими лицами, для адвокатуры добавилось еще и Министерство юстиции.



Добавить комментарий

Войти через соцсети