Система добровольной сертификации (аккредитации) качества риэлторских услуг
Часть 3
Продолжение.
Начало в КД №06 (188), июнь 2015
5. Децентрализация.
Контроль за деятельностью агентств, разрешение конфликтов с потребителями должны проходить на местах. Эффективно работающие региональные ассоциации уже в настоящее время только закрепят свои позиции, получая такие полномочия для повышения качества услуг в регионе. Именно поэтому делегированы полномочия по проведению сертификации региональным ассоциациям и нет конкуренции с ними в этих вопросах. Продуман механизм, который позволяет проводить сертификацию в тех субъектах федерации, где нет ассоциаций. Эту работу будет проводить специально наделенный такими правами орган либо региональная ассоциация в рамках федерально-территориального округа.
6. Работы по сертификации должны носить возмездный характер, предусматривается целевое финансирование.
Изначально установлено, что все денежные средства, поступающие от сертификации, не должны расходоваться на другие цели, кроме развития самой системы сертификации.
7. Простота и системность контроля за соблюдением стандарта.
В данной сфере не должно быть излишних проверок, которые изматывают сертифицированных профессионалов. Они должны проводиться не реже одного раза в год. Еще могут быть проверки в связи с жалобами граждан. В системе заложен механизм апелляций на некорректное, по мнению фирмы, решение регионального центра по сертификации. Она обращается на федеральный уровень в орган по апелляциям, который специально рассматривает возможные апелляции тех, кто считает, что он достоин сертификации, а ему отказывают. Таким образом, осуществляется обратная связь по контролю за действиями не только сертифицируемых, но и органов по сертификации.
Сегодня очень важно понять, что можно создать любую систему, которая на бумаге получится идеальной, но без реального воплощения в регионах, без непосредственного участия каждого профессионала в этом процессе, без совершенствования стандарта мы никогда не сможем создать необходимую обществу и профессионалам систему, какие бы гениальные идеи ни были положены в ее основу. Интерес общества к происходящим процессам очень высок, и хотелось бы, чтобы он носил практический характер. Поэтому очень важной частью функционирования системы является поддержка СМИ и обязательное разъяснение целей и задач сертификации не только профессионалам, но и потребителям риэлторских услуг – населению.
Очевидно, что для введения сертификации риэлторской деятельности российские специалисты должны провести большую работу, изучая рынок недвижимости, создавая правила игры на нем и пытаясь наладить взаимодействие между властью и операторами рынка недвижимости. Важно учитывать специфику регионов, чтобы сделать данную систему максимально эффективной.
Российским специалистам решать, какой «пропуск» будет действовать на национальном рынке недвижимости: лицензирование, сертификация риэлторской деятельности или что-то новое. Но, наверное, дело в том, что каждый элемент создаваемой системы должен быть продуманным и соответствовать остальным звеньям цепи.
Продолжение следует