Пути развития религиозного образования в России

То, что сегодня существует огромный интерес к религии, особых комментариев не требует. И наличие такого интереса в обществе, многие годы воспитывавшемся на идее, что “Бога нет”, свидетельствует: чувство Бога, пока еще скорее подсознательное, нежели явное, в русском народе истребить не удалось.Однако пока едва ли можно сказать, что наши соотечественники смогли разумно воспользоваться внезапной свободой. Большое распространение получают магия, оккультизм, тоталитарные секты. Слова “карма”, “астрал”, “мантра”, “чакра” и т.д. прочно вошли в наш лексикон. К сожалению, полной статистики случаев, когда в результате обращения в магические салоны или практикования нетрадиционных религий люди калечились физически и душевно, никто не ведет. Но имеется достаточное количество свидетельств того, к каким страшным последствиям приводит наша бестолковость и их бесконтрольность. В качестве примера – история о некой “целительнице”, которая, получив “приказ из космоса”, хладнокровно убила свою пациентку обломком кирпича, расчленила труп и сварила на плите на собственной кухне. Ее взяли “с поличным”, психиатрическая экспертиза подтвердила полную вменяемость “целительницы” (Комсомольская правда от 10.06.99).

Безусловно, нужны более жесткие законодательные меры по отношению к псевдорелигиозным организациям. Но главное это наладить эффективную систему религиозного образования. Оно должно дать людям достоверную информацию, способствовать выработке иммунитета против всех нынешних безобразных псевдорелигиозных организаций, которые очень активно занимаются пропагандой своих учений в том числе в органах государственной власти, государственного управления, системе образования.

На сегодняшний день картина в области развития религиозного образования такова. Сотрудничество органов образования и традиционных религий находится в самой начальной стадии, можно сказать, на уровне робких попыток преодоления известных стереотипов мышления типа “нельзя преподавать из-за светского характера образования” и “отделения школы от Церкви”, хотя более или менее грамотному специалисту уже не надо объяснять, что слово “светский” означает не “атеистический”, но “неклерикальный”, то есть, мы не готовим в светской школе церковно- и священнослужителей; а отделение школы от Церкви предполагает недопущение проведения богослужений в стенах учебных заведений, но никак не запрещает информирование учащихся. Между тем, пользуясь некомпетентностью или попустительством отдельных чиновников и директоров, многие деструктивные организации и секты проникают в органы образования, школы и институты.

Сегодня все мы ощущаем себя в системе некоего зазеркалья, где не только в таинственном мире религии, но и в экономике и политике совершаются самые абсурдные ошибки, которые поначалу выдаются за великие достижения. И мы должны когда-то осознать, что жить нам в этом зазеркалье еще долго, пока не перестанем заимствовать с запада (или востока) все, что ни попадя, и пытаться непосредственно прикладывать к нашей российской действительности, зиждущейся на иной культуре, ином менталитете. Роль религиозной составляющей в культуре и сознании любого общества громадна, и продолжать ее игнорировать – значит лишить себя всякой возможности сформировать нормальное социокультурное и экономическое пространство нашего государства.

Представляется, что наиболее правильный подход к преподаванию любых религиозных дисциплин – это преподавание их людьми, которые имеют к религии непосредственное отношение. Если я не имею собственного духовного опыта , то как я могу дать студентам адекватное представление о религиозной жизни? Даже сравнение различных религиозных традиций требует глубокого практического знания хотя бы одной из них. Для того, чтобы объяснить, что такое язык , нужно уметь говорить хотя бы на одном языке.

Мне могут сказать: религий много! Представителей которых из них следует приглашать преподавать религиозные дисциплины в светском ВУЗе? Это как раз тот случай, когда стоит обратить внимание на имеющийся в мире опыт. Во многих зарубежных университетах существуют факультеты теологии (богословия) с определенным конфессиональным преподаванием богословских дисциплин ( теологии “вообще” не бывает), причем, как правило, только господствующих в данной стране конфессий.

И это логично. Здесь вполне уместна аналогия с преподаванием языка. Хорошо, когда человек знает много языков. Но в первую очередь нужно научить его тому языку, который является основным для его народа, его культуры. И когда ведется преподавание литературы, на изучение иностранной литературы обязательно отводят время. Но более глубоко и внимательно изучают литературу собственного народа. Такой культурологический подход совершенно естественен и при преподавании религиозных дисциплин. Религия, как мы показали выше, есть значительнейшая часть культуры, которая во многом определяет характер и национальную самобытность народа. Отсюда прямо следует, что основное внимание нужно уделять преподаванию национальной религии.

Отрадно, что Дальневосточный Государственный университет первым среди образовательных структур не только Приморского края, но и, пожалуй, всего Дальнего Востока и Восточной Сибири, правильно оценил глубину нынешних религиозных проблем и верно наметил пути их решения, сделав ставку на богословие и не побоявшись пригласить для преподавания религиозных дисциплин священнослужителей Русской Православной Церкви. Мы убеждены, что дальнейшее развитие религиозного образования в России будет вестись в русле вышеизложенных положений. И тот медленный, но верный “дрейф” системы российского образования в данном направлении, который устойчиво наблюдается в последние годы, дает серьезные основания нашей убежденности.

Священник Ростислав Мороз,доцент кафедры теологии и религиоведения ДВГУ, председатель Отдела катехизации и образования Владивостокской епархия Русской Православной Церкви.



Добавить комментарий

Войти через соцсети