Безопасное использование платёжных карт
Часть 2
Держателю платёжной карты необходимо знать, что, в соответствии со ст. 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», кредитная организация-владелец банкомата обязана информировать держателя платёжной карты до момента осуществления им расчетов с использованием платёжной карты предупреждающей надписью на экране банкомата о размере комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитной организацией за совершение указанных операций, либо об отсутствии такого вознаграждения, а также отражать по итогам этих операций информацию о комиссионном вознаграждении либо о его отсутствии на чеке банкомата.
Часто держатели платёжной карты обращаются с жалобами, получая СМС-сообщения о взимании с них комиссии за снятие денег в банкомате, в то время как на экране банкомата было сообщение об отсутствии комиссии. Обращаем внимание, что комиссия в данном случае взимается банком-эмитентом платёжной карты, а не кредитной организацией-владельцем банкомата. Поэтому, чтобы избежать недоразумений, рекомендуем снимать денежные средства в банкоматах банка-эмитента платёжной карты.
Для максимальной сохранности банковской карты, её реквизитов, ПИН и других данных, а также для снижения возможных рисков при совершении операций с использованием банковской карты Банк России разработал ряд рекомендаций, с которыми можно ознакомиться на сайте Банка России (www.cbr.ru): Письмо Банка России от 02.10.2009 г. №120-Т «О памятке «О мерах безопасного использования банковских карт», Письмо Банка России от 22.11.2010 г. №154-Т «О рекомендациях по раскрытию информации об основных условиях использования банковской карты и о порядке урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с ее использованием», Письмо Банка России от 24.03.2011 г. №39-Т «Об организации деятельности кредитными организациями по информированию держателей платёжных карт о комиссионном вознаграждении», Письмо Банка России от 01.08.2011 г. №112-Т «О возврате денежных средств за товар (услугу), ранее оплаченный с использованием платёжной карты».
Федеральным законом от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» платежные карты отнесены к электронным средствам платежа (ЭСП).
С 1 января 2014 года вступили в силу части 4, 11-15 статьи 9 Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон о НПС), в соответствии с которыми:
- банк-эмитент банковской карты обязан информировать клиента о совершении каждой операции с её использованием путём направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом (часть 4);
- в случае утраты платёжной карты и (или) её использования без согласия клиента, клиент обязан направить уведомление банку-эмитенту карты незамедлительно после обнаружения факта утраты платёжной карты и (или) её использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днём получения от банка уведомления о совершенной операции (часть 11);
- после получения банком уведомления клиента банк обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения указанного уведомления (часть 12);
- в случае если банк не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции, банк обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента (часть 13);
- в случае если банк исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции и клиент не направил банку уведомление об утрате карты и (или) её использовании без его согласия, банк не обязан возмещать клиенту сумму операции, совершенной без его согласия (часть 14);
- в случае если банк уведомил клиента о совершенной операции и клиент направил ему уведомление, банк должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом уведомления. В указанном случае банк обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования платёжной карты, что повлекло совершение операции без согласия клиента (часть 15).
Закон о НПС не ограничивает возможные способы информирования клиентов о совершенных операциях с использованием ЭСП и не определяет момент, в который уведомление об операции с использованием ЭСП считается полученным клиентом. Указанный момент может быть определен кредитной организацией в договоре с клиентом с учетом особенностей избранного способа информирования (на адрес электронной почты, на почтовый адрес) и действующего правового регулирования, в частности, в сфере почтовой связи.
Отдел по связям с общественностью Дальневосточного ГУ Банка России