Борьба со сказками в области подшипников на просторах России-матушки

Вот и закончился мой месячный вояж из Кемеровской области и далее через Красноярский край, Ивановскую, Костромскую, Ярославскую, Вологодскую, Тверскую области до Санкт-Петербурга. Целью  поездки было изучение спроса на подшипники, реклама брендов, представление нашей компании и, естественно, желание увидеть, какие бренды представлены в подшипниковых магазинах на маршруте, услышать новые домыслы и сказки, возникшие за последние 2 года. Понятно, что в 2020 году мир из-за пандемии перевернулся, намеченная на осень поездка 2020 тоже отменилась из-за резкого роста заболеваемости COVID-19.

А теперь о том, как рождаются сказки про подшипники

Тут сразу несколько причин. Мир премум-производителей достаточно закрыт. Все они имеют свои многотомные каталоги (страниц на 500-800), где в начале сухим техническим языком расписано все по применению в общем-то точного технического изделия (подшипника). При этом такие каталоги лежат буквально во всех магазинах и офисах независимо от их размеров. Но не более 5% людей вообще открывали эти издания, судя по вопросам, которые они задают. Некоторые вообще приводят в ступор, и ты начинаешь паниковать, соображать, вычислять. Что это – хохма, провокация или искренность человека (директора, имеющего седые волосы), верующего в свою исключительность в родном Новокузнецке? Один такой вопрос обескуражил своей прямотой: «Вы можете изготовить мне подшипники с зазором C2?»

Поясню, о чем идет речь. Любой подшипник имеет радиальные зазоры между внутренним кольцом, шариком и внешним кольцом. По умолчанию (когда на подшипнике нет маркировки о зазоре типа С1, который меньше чем С2, С3) этот зазор больше, чем С2. Соответственно, С4 – это зазор, который больше, чем С3, и т.д.

В 80% мы с вами используем подшипники с зазором С2. Поэтому во всем мире этот зазор не наносится на маркировку. Это азы и «легкотня», как говорят пятилетние дети.

Как бывший моряк (а на флоте любят шуточки и приколы), я начинаю думать, это не из той же серии: «Сбегай на клотик за чаем!» (клотик – это самая верхушка мачты на судне). Вот и соображаю: если он прикалывается с незнакомым человеком, то это уровень его культуры. А если он задал вопрос от души, то это уровень его некомпетентности в области подшипников. Что ж, и такое бывает…

Премиум-бренды уже давно исторически имеют свои рынки сбыта, направленные прежде всего на снабжение промышленности всех отраслей. Примерно 8-10 компаний контролируют 80% всего мирового потребления подшипников. В их производстве на поддержание вторичного рынка идет 1-5% от планов выпуска. Эти заводы зачастую работают в круглосуточном режиме с загруженностью от 3 месяцев до 2 лет.

Завидую! Нам бы таких заводов побольше. Кстати, из-за пандемии большинство заводов добавили 2-3 месяца к ранее оговоренным срокам отгрузки подшипников. Это уже больше связано с кризисом всей цепочки производства. Так вот, этим брендам уже не нужно себя рекламировать и учить весь мир технической грамотности. Они идут следующим путем: в каждом большом городе открывают представительство, создают жесткую вертикаль дистрибьюторства и оказывают мощную юридическую и техническую поддержку очень узкому кругу лиц. При этом назначают и контролируют безумную и неоправданную цену. Сговор в ценообразовании этих премиум-брендов вообще не является секретом в мире. Куда вы (потребители) денетесь, в активе каждого такого бренда от 10 до 70 заводов. И они даже не пресекают подделки. Супервыгодная позиция! Тебя подделывают и этим самым распространяют твою рекламу.

Бренд легко прослеживает источник входа подшипника и, если он официальный, то техническая и юридическая поддержка дистрибьютора легко доказывает, что ты сам «дурак». Если подшипник имеет «серый» вход, даже если деталь настоящая, то разговор короткий: «Идите лесом и желательно быстрее». Поэтому за последние 2 года произошло некоторое охлаждение к таким «великим» брендам. При этом продавцы достают со своей полки подделки и сетуют, какого они плохого качества (даже называют человека с нерусским именем в г. Ижевске, который им это «рисует»). Вот и спрашивается: это нормально? Но и «великие» тоже несут вину, перестав заниматься техническим просвещением своих клиентов. Как говорится, «картина маслом».

В Костроме покупатель залетает в магазин (именно залетает, т.к. простой оборудования дорогого стоит) и показывает образец подшипника (думаю, из серии 6309-2RS). «Причитает» при этом, что замучился их покупать. Продавщица хоть бы для интереса спросила, где сие изделие установлено! Покупатель в процессе разговора сам упоминает, что на деревообрабатывающем станке. Понятно, что такие станки, как правило, работают на высоких оборотах, и обычно там стоят спец. подшипники, имеющие увеличенный зазор С3 (см. выше), высокотемпературную и высоконагруженную смазку. Вопрос от продавца: «Вам подороже или подешевле?» «Чел» в отчаянии: «Заверните самые дорогие, и с запасом, штук 6!»

Далее она советует, чтобы он купил смазки хорошей. Понятно, дает ему подшипники с зазором С2 и толкает речь, чтобы он вскрыл пластиковые крышки в фирменных подшипниках (ужас) и «натолкал» туда смазки процентов на 70-80. Поясню сразу. На заводе в подшипник вкладывается не более 22-24% от объема, мы специально для русских размещаем заказы на 30% заполнение – это предельный объем смазки. При этом подшипник за свою жизнь использует ее не более 5%. Все остальное разлетится по стенкам, ляжет в пазах сепараторов и там засохнет. Наша героиня легко разводит покупателя тысяч на 10. Человек опять «улетел», но радость его будет совсем недолгой. Даже если он правильно их установит, они «сгорят» совсем за короткий срок… Вот так и рождается сказка, что подшипник с браком и т.д.

Так как я в гостях, то рот не имею право открывать, дабы торговлю не портить. Но для себя делаю вывод, что люди там работают еще более дремучие, чем костромские леса с историей про Ивана Сусанина, который водил по лесам польско-литовских захватчиков и спас Русь.

За 2 года изменилось отношение к подшипникам второго уровня. Потребители стали более лояльно относится к таким брендам, спрос уверенно растет, нет категоричного мнения, что это плохие подшипники. Что является, по моему определению, «подшипниками второго уровня»? Прежде всего, это когда под одним брендом упакован большой ассортимент подшипников различного направления (не менее 3000-4000 позиций). Значит, на эти позиции тоже работало не менее 80-100 заводов. Сразу чувствуется мощь и денежные инвестиции в этой области (речь идет не о миллиончиках, а о миллиардиках в валюте). Таких брендов в России я вижу примерно 3-4: в красной упаковке с белыми буквами, в оранжевой упаковке, в упаковке с изображением земного шара и в сине-красной с черными буквами.

Подшипники второго уровня не поставляются на первичное производство, но являются достойной альтернативой премиум-брендам. Именно такие подшипники в ценовом сегменте отражают истинное состояние экономик мира, спроса, реальные затраты и значимость своих брендов. В отличие от премиум, эти бренды имеют несколько худшие внешние признаки: коробочка более простая, но приличная и не разваливается, класс чистоты поверхностей, не участвующих в процессе эксплуатации, несколько хуже и сами поверхности имеют более матовый цвет, маркировка наносится химическим или лазерным способом (премиумы все выдавливают штампом), страна происхождения зачастую не наносится или имеет расплывчатую аббревиатуру. Такие бренды проходят любую сертификацию во всех развитых странах со строгим контролем (США, Германия, Япония), легко заходят на рынок и при таком ассортименте тоже имеют свою долю в мире.

К сожалению, (хотя и в меньшей степени) есть и запрос на подшипники без «родины и флага», что тоже связанно с пандемией. Это откровенно криминальные подшипники самого непотребного уровня (как с технической стороны, так и по внешним признакам). На Дальнем Востоке, считаю, их нет уже лет 15, а вот канал поставки через Казахстан просто процветает. Причем когда там сменился президент, шли упорные слухи, что эту калитку прикроют. Но похоже, что калитка превратилась в ворота. Поэтому одесские жулики на привозе просто «тихо курят в стороне». Срыв поставок происходит только из-за того, что в самом Китае есть большие ограничения в передвижении и выходе на работу. Такие подшипники имеют стоимость грецких орехов, измеряемых в килограммах. Это даже не просто контрабанда, где указали неправильный вес или занизили стоимость товара. Понятно, мне задают вопросы из серии «Вы живете прямо на огородах Китая, поди, у вас там прямо фуры идут прямиком через границу и вы там сразу можете нам отгружать лопатой, только чтобы цена уже была не как на грецкие орехи, а как на семечки нежареные?» Смешные люди, не представляющие вообще, что такое ВЭД. Такие поставщики не думают, что это тюрьма и наручники, конфискация твоего имущества и вытекающие последствия на всю оставшуюся жизнь.

Есть еще компании, производящие свои внутренние бренды для России. В зависимости от рынка сбыта такие подшипники тоже могут иметь достойное качество, но ассортиментный диапазон у них очень узкий. Как правило, он ограничивается шариковыми подшипниками 6**** серии и имеет региональный статус потребления. Так и бренды низкого потребительского качества. Выглядят их изделия так, как будто их тащили в мешках на конной повозке по степям Казахстана, часто вообще без упаковки. Но зато греет душу, что это его собственный бренд и он великий предприниматель.

В целом на данный момент предприятия страдают большой дебиторской и кредиторской задолженностью (усиленной пандемией) и переходом на новые условия налогообложения. Усиливается контроль государства за наличкой, при выявлении нарушений счета моментально блокируются. В результате предприятия останавливаются, не расплачиваются. А ведь подшипники уже установлены на оборудовании – вот и возникла дебиторка!

Резко убавилось число «прокладок» в виде «а-ля торгов». Это когда фирма имеет в своем активе компьютер, стол и стул и играет на площадках, изображая из себя суперпоставщиков с суперценами. Такие компании есть в промышленно развитых городах (Череповецк, Рыбинск), имеющих повышенный спрос на подшипники. Причем по размерам офиса чувствуется: мафия процветает. Правда, и закрываться им легко, ничего нет – пустышки!

Итог: подшипники – это продукт, хотя и не упоминающийся в вашей личной жизни ежедневно (ежегодно), но незримо в ней присутствующий. Поэтому компании этого профиля жили и будут жить.

P.S. Целенаправленно не упоминаю бренды. Все, кто в теме, и так знают о чем речь, а тем, кто далек, эту кухню и знать не нужно. Статья предназначена для узкого круга лиц в этой области. Любые совпадения считайте случайностью событий. В каждом городе все одинаково, только с небольшими нюансами.



Добавить комментарий

Войти через соцсети