Первое сентября – день знаний

Россия – страна талантов. Талантов масса – работать некому
Михаил Жванецкий

 

Осенний праздник, с которым принято поздравлять огромное количество людей. От первоклассников до маститых ученых. При этом как-то забывается, что добыча знаний и их передача – огромный интеллектуальный труд, который требует самоотречения и упорства, которые не каждому дано успешно реализовать.

Существует множество определений «знания» и «информации» в научной литературе и международных стандартах. Здесь нам будет достаточно обобщить. Знания – это понимание субъектом фактов окружающей действительности (объективное, ненаучное и др.). Информация – это процесс передачи знаний от одного субъекта к другому. Обучение – это процесс освоения знаний и способности их генерировать. В самом широком смысле производство – главный потребитель знаний. Такова идеальная картинка связи производства и знаний. И чем лучше организован процесс освоения, генерации знаний, их продвижения до производства и используется в нем, тем лучше и уровень жизни в стране. Однако жизнь более сурова по отношению к знаниям. Существует конкурентная борьба, секреты (скрытые знания), подмена (сознательное искажение) информации и др. негативные процессы. Выигрывают те организации, где организовано лучшее приложение объективной и полезной информации к производству. Это видно на любом уровне управления.

Управление системой – это информационное сопровождение технологии достижения целей. Что можно наблюдать в современной экономике РФ. Президент РФ В. Путин на заседании Совета по стратегическому развитию страны 18 июля 2022 года, отметив «скромные результаты» «Ростеха», указал на необходимость борьбы с бедностью, которая охватывает свыше 10% населения. Также отмечено, что планы систематически не выполняются: «…пять из 13 направлений не реализуются, по остальным – реализация не достигнута у не менее чем 20% целевых показателей…». Ранее в отчете М. Мишустина в Госдуме о работе правительства фактически не дано аналитики по результатам деятельности. В докладе не сказано о стратегических целях развития экономики и отдельных предприятий. Нет и план-фактного анализа работы правительства. Приведенные данные несущественны для управления экономикой страны в целом.

Также не все благополучно и в области науки. На сегодняшний день в России создано всего 15 научно-образовательных центров как новой формы организации производства научной информации. Хотя в целевой программе требовалось создать к 2021 г. 45 таких организаций.

В июне 2022 г. промышленное производство сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,8%. Рост объемов выпуска продукции показали только отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых, -(+)2,3% к июню 2021 года. Все крупные проекты, разрабатываемые в РФ, связаны только с добычей полезных ископаемых с целью их экспорта. Правительство этим не управляет, поскольку в вышеприведенных отчетах ничего об этом не сказано. Практически нет данных о развитии отраслей машиностроительного комплекса, реализующих достижения отечественной науки. Есть данные, что 80% оборудования в отраслях промышленного комплекса импортное. А это уже стратегический просчет. Складывается впечатление что у «элиты» не сформировалось знаний о том, как управлять экономикой страны.

Для объяснения этого предлагаю разделять любые общности людей на три части: 20% – «передовики», легко усваивающие информацию лидеров, – это «элита» управленческая, научная, культурная, 60% – потребители информации, «послушные и грамотные исполнители» в рамках существующей парадигмы знаний, использующие имеющиеся накопленные знания, средний класс, и 20% – «тормоза» и «ретрограды» – противники по отношению к новым знаниям, к новой информации. Конечно, эта пропорция является не застывшим фактом, а мнемоническим приемом, упрощающим управление коллективами. Все находится в динамике. Любой представитель третьей группы может быть прогрессивным человеком. Если рассмотреть саму «элиту» более глубоко, ее также можно разделить на эти три составляющие. Самые секретные и высокие органы управления – «политбюро и правительства» – имеют такую же структуру. И по существу окажется, что только 4-5% общности реально управляет всем. Хорошо, если бы в руководстве были только умные и способные управлять. Но в жизни все не так. Многие лица, принимающие решения (ЛПР), достигшие высокого уровня, с возрастом утрачивают способность объективно усваивать информацию и принимать правильные решения.

Любая организация создается тогда, когда есть осознанная задача достичь цели, которая не под силу одному человеку или одной организации. И ее функционирование успешно, когда цели достигаются. Любая организация разрушается, когда либо цель не достигается, либо затраты на содержание системы управления становятся выше, чем потери от неправильных ее решений. Информация также построена иерархически.

Но начальство (элита) любит «хорошую» информацию от подчиненных. И не любит «плохую». Поэтому у подчиненных есть всегда желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Плохую информацию всегда «зажимают» – откладывают, препарируют в удобную форму. В надежде «авось пронесет» и т.п., чтобы не получить от начальства нагоняя. Фактически происходит подмена целей. Отдается на усмотрение подчиненного корректировать решение, а у него возникает проблема, как угадать, что хочет руководитель. Тут у подчиненного стоит проблема не «добыть» объективную информацию и передать ее наверх. Главное содержание подчиненного – угадать, чего же хочет руководитель. Отсюда ошибки в управлении.

Выход состоит в том, чтобы назначить ответственных за объективную информацию на среднем уровне, текущую, оперативную. Окончательная информация всегда объективна и выражается либо в успехе организации в целом, прибыльности, либо в банкротстве. То есть окончательная информация по итогам управленческого решения всегда объективна. Либо успех организации, либо крах. Но гарантия в ее объективности должна быть упреждающей. И она либо создается, либо нет на промежуточных этапах.

Владивосток, сентябрь 2022 г.



Добавить комментарий

Войти через соцсети