Приморье – край экспериментов на туризме

Корр.: Июнь – начало лета и горячего сезона в туризме. Что для турбизнеса стало главным событием?

Многие уже наслышаны о том, что в турбизнесе Приморья в июне на китайском направлении сложилась весьма “нервная” обстановка. В начале месяца на совещании “уполномоченных” турфирм в комитете по туризму администрации края было оглашено письмо зам. руководителя Департамента туризма Минэкономразвития РФ А. Сорокина. В нем руководителям туротрасли края было предложено до 15 июня определить одну – две турфирмы для приема китайских туристов. Напомню, что сегодня у нас на китайском направлении работает 25 “уполномоченных” компаний, список которых был выработан нашей администрацией, утвержден в Москве и по дипломатическим каналам передан в КНР. Кроме того, в Москве уже год находятся документы еще 22 турфирм, которые претендуют на статус “уполномоченных” на законном основании. Конечно, такой “поворот” не мог не взволновать нас. Ведь в преддверии летнего сезона почти все компании заключили договоры, внесли депозиты, и такое внезапное изменение условий работы могло привести к финансовым потерям. Кроме того, по нашему глубокому убеждению, реализация такого предложения безусловно приведет к монополизации туррынка по приему туристов из КНР. Вот почему мы были вынуждены просить помощи и защиты у губернатора края Сергея Дарькина, обратились мы и в Исполнительную дирекцию РСТ (РАТА) с просьбой помочь разобраться с новшествами, содержащимися в письме Департамента туризма РФ. Одновременно пришлось просить и Управление по антимонопольной политике Приморского края дать соответствующую оценку данному циркуляру. По нашей просьбе Президент РСТ (РАТА) Сергей Шпилько обсудил этот вопрос с зам. министра экономического развития и торговли В. Стржалковским.
Произошла также встреча редактора электронной газеты “RATA NEWS” И.Тюриной с господином А.Сорокиным. Краткое резюме встречи мы недавно получили.
Со слов А.Сорокина, ни о каком сокращении или пересмотре списка “уполномоченных” фирм, работающих в рамках Соглашения, в письме речь не шла. Просто органам координации на местах было предложено высказать свои соображения относительно турфирм, которые могут быть аккредитованы для приема китайских как визовых , так и безвизовых тургрупп в рамках предложенного Государственным управлением по туризму КНР совершенно нового механизма контроля турпотоков. То есть отобрать 1-2 турфирмы на участие в эксперименте, который связан с расширением географии провинций КНР, получивших возможность направлять туристов в Россию и формировать новый, именно туристический поток. И этот поток китайцы хотят жестко контролировать, особенно в части финансов и налогов.
В связи с этим китайская сторона вышла с инициативой о подготовке проекта меморандума “О взаимопонимании между Минэкономразвития РФ и ГУТ КНР о групповых турпоездках граждан Китая в Россию”.

Проект меморандума предполагает аккредитацию в определенных регионах нашей страны по одному-два оператора, которые получают право принимать ИМЕННО туристические группы по визовому и безвизовому каналам. КНР планирует для начала аккредитовать 60 фирм, чуть больше – Россия. Отбираться фирмы будут на основе жестких критериев. При этом китайцы требуют от российской стороны ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ за действия аккредитованных фирм, в том числе финансового контроля. В частности, компании будут обязаны совершать все платежи только на безналичной основе. Кроме того в КНР они смогут заключать договора только с аккредитованными фирмами. Предполагается, что формирование “нового подконтрольного” турпотока начнется небольшими “порциями” с конца 2002 -начала 2003 годов. Когда механизм приема туристов будет налажен, список “аккредитованных” может расширяться как с российской, так и с китайской стороны. Что касается “уполномоченных” фирм, они будут работать в прежнем режиме.

Какие вопросы возникли у Вас с получением такого разъяснения?

Вопросов возникает немало, так как нет самого главного – ясности.

Отмечу, что в циркулярном письме ни слова не говорится об эксперименте, об аккредитации фирм, а говорится о подготовке двустороннего документа, который детализирует порядок деятельности по Соглашению о безвизовых турпоездках. А это, согласитесь, существенная разница. Возможно, все так, как сказал А. Сорокин, но никаких официальных разъяснений по трактовке циркулярного письма руководство краевого комитета по туризму от своего Департамента ни сейчас, ни ранее не получило. Нет официальных ответов и в наш адрес, за исключением письма из антимонопольного управления края и сообщения “RATA NEWS”. Все это весьма странно. Похоже, что в Департаменте сами четко не представляют, что будет на практике.

Как я понял, речь идет о формировании двух потоков туристов из КНР, но как их отличить друг от друга, по каким критериям? Почему китайцы хотят контролировать только “второй” поток, а на “первый” не обращают внимание. Что касается “наладки” механизма приема, ничто не мешает его “налаживать” и с “уполномоченными” компаниями, даже наоборот, у них больше опыта и предложений.

Что подразумевается под словами “ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ИМЕННО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТОКА”? А сейчас он какой? За 2001 год в крае принято около 150 тысяч <ненастоящих> туристов КНР?

Все это явная натяжка и усложнение. По моему, либо есть туристический поток, либо его нет – третьего не дано. Либо его принимают “уполномоченные” компании, либо его принимают ОДНА-ДВЕ особо отобранные компании, что уже попахивает монополизацией рынка.

Неизвестно, какими жесткими критериями должны руководствоваться органы координации на местах при отборе фирм для аккредитации, будет ли учитываться опыт работы, репутация фирм? Здесь не грех посоветоваться с теми, кто непосредственно занимается вопросами приема, а не теоретизирует об этом.

Создается впечатление, что наши чиновники больше заботятся об интересах китайских фирм, чем русских, отсутствует какой-либо дифференцированный подход к регионам, нет учета региональной специфики. Совершенно не звучат встречные предложения русской стороны, а идут постоянные ссылки на китайскую сторону.
Они предложили, они требуют, а в чем проявляется позиция русского Департамента Туризма ?

Скажем, почему все регионы “стригутся” под одну гребенку? Разве можно сравнить Приморье или, скажем, Якутию по объему работы с КНР. С учетом нашей специфики количество “аккредитованных” фирм в крае, на наш взгляд, должно равняться числу “уполномоченных”. Надо дать возможность фирмам самим сделать выбор участвовать в аккредитации или нет, а не делать это искусственно.

Отмечу, что нас совершенно не устраивает низкий уровень информирования туристических компаний со стороны Департамента Туризма о своей деятельности. Зачастую обращения и письма турфирм остаются без официального ответа. Да и изменения к Положению о порядке реализации Соглашения по безвизовому обмену, утвержденные, как нам говорят, в апреле 2002 года до сих пор не поступили в территориальные органы.

Хочу дополнить, что на собрании, которое мы недавно провели по “горячим” июньским событиям, выступающие говорили, что Приморье последние годы стало своеобразным полигоном проведения различных экспериментов на туристической деятельности, в большей части неудачных, но обеспечивающих для отрасли “трясучий режим”. Не в этом ли главная причина сокращения отправок туристов в Китай в 1-ом полугодии 2002 года более чем на 70 тысяч, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года?



Добавить комментарий

Войти через соцсети