Развитие рыночных отношений в обществе диктует изменения в государственной научно-технической политике в рыночную сторону. Иными словами, государство все меньше указывает, чем и как заниматься, а предлагает самим участникам рынка определить условия допуска, контролируя лишь там, где и должно обеспечивать безопасность, конституционные права и свободу своих граждан.


Нужен ли сертификат в строительстве?

В частности, в строительстве основные изменения определены значительным уменьшением госрегулирования и развитие «регулирования внизу» – в проектно-изыскательских организациях и строительно-монтажных организациях, которые являются непосредственными исполнителями работ и услуг. Путем независимых организаций от государства (чиновников) и произвола ведущих компаний (по сути – стремящихся к монополии на рынке) исключительно в добровольном порядке удостоверять соответствие продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или участников рынка техническим регламентам, стандартам, условиям договоров и требованиям действующих нормативных документов. Мировой экономикой доказано, что только в этих условиях рынок будет рынком, а не базаром, население получит в результате здоровой конкуренции услуги высокого качества при соблюдении требований по безопасности; государство – снижение темпов роста стоимости недвижимости и стройматериалов, а строители – защиту от проявлений недобросовестной конкуренции, возможность проведения независимой экспертизы. Формирование цены на проектно-изыскательские или строительно-монтажные работы или услуги станет действительно рыночным. Ведь уже сейчас при единых общероссийских расценках (например, при проектировании – это Справочники базовых цен), стоимость услуг на один и тот же объект у уссурийцев ниже, чем у владивостокских проектировщиков. Может, уссурийцы меньше едят? Или меньше любят своих детей? Не болеют, и им просто не нужны деньги? Думаю, что всем понятно: рыночные отношения начали действовать.

Ситуация на строительном рынке в последние годы претерпевает серьезные изменения. Рост числа компаний, осваивающих одни и те же рыночные ниши, привел к тому, что у потенциального потребителя услуг появилась возможность свободного выбора. Динамично развивающийся российский рынок все более разворачивается в сторону пользователя – конкурентная борьба перемещается из области освоения новых сфер производства и роста их объемов в область повышения качества уже предоставляемых услуг. Сегодня именно качество в немалой степени определяет конечный выбор потребителя. В этих условиях только сертификация позволяет дать независимую оценку качеству предоставляемых услуг, экспертная оценка становится действенным инструментом в конкурентной борьбе.

Есть и другие мотивы. Реалии мировой интеграции явно диктуют необходимость вступления во Всемирную торговую организацию, что обуславливает определенную гармонизацию с международными стандартами. Во всем мире строительство не лицензируется, а подлежит добровольной сертификации. В развитие этого и в России с 1 июля 2007 года отменено лицензирование, создана и набирает обороты Система добровольной сертификации в строительстве в Российской Федерации «Росстройсертификация» (Рег. № РОСС RU.В081.04СРОО). Развитие работ по добровольной сертификации в строительстве является важной составляющей деятельности по реализации государственной научно-технической политики в области обеспечения качества строительства и применения общемировой практики для развития рыночных отношений.

На этапе становления лицензирования опыт показал, что к первым и требования были ниже, и затраты на получение лицензии были на порядок меньше.

По сути добровольная сертификация тоже носит добровольно-принудительный характер. Производителя услуг к сертификации побуждает не государство, а потребители, в первую очередь крупные заказчики. В сфере строительства наглядный пример административного давления – это сертификация строительных услуг в Москве, где для участия в тендерах на строительство за счет бюджета города Москвы необходимо иметь Сертификат соответствия на заявляемые работы и услуги. В начале это была директива правительства Москвы, а сейчас стало закономерным явлением для предприятий строительного комплекса, работающих на стройках Москвы.

Сегодня на государственном уровне вопрос «истечения срока годности» национальной инфраструктуры начинает наконец не только осознаваться, но и решаться. Именно на его решение сориентирована вся система национальных проектов. На это направлена сама идеология приоритетных программ национального развития, инвестиций в будущее, инвестиций в человека. И если присмотреться, то все современные долгосрочные государственные программы и проекты имеют совершенно четкий «строительный» оттенок.

Во-первых, в рамках национального проекта «Доступное жилье» запланировано удвоение к 2010 году объемов ежегодного жилищного строительства до уровня 80 млн. м2 в год. Важнейшей составляющей проекта «Доступное жилье» является масштабное обновление коммунальной инфраструктуры и строительство инженерных коммуникаций. Большую актуальность приобретает и обновление энергетической инфраструктуры.

С другой стороны, самые разные отрасли отечественной экономики уже охватывает массовое промышленное строительство.

Опять же московский опыт свидетельствует: вслед за реализацией проекта «Доступное жилье» на повестку дня по всей России очень скоро встанут и вопросы массового социального строительства: современных детских садов, школ, поликлиник, офисных и торговых центров, технологичных гаражных комплексов, иных объектов повседневной инфраструктуры. То есть всего того, что вместе с жилищным строительством формирует комплексную среду обитания, полноценное пространство жизни для горожан.

И хотя раньше реализация всех национальных программ заканчивалась на границе МКАДа, сегодня после принятия решения о месте проведения и объемах финансирования строительства инфраструктуры САММИТА АТЭС есть над чем задуматься. И главное, что плохо – теперь выбор есть.



Добавить комментарий

Войти через соцсети