Длинные и короткие тренды
Знаете ли вы, что модные тренды могут быть «длинными» и «короткими»? Чем отличаются одни от других и какую пользу можно извлечь из понимания этой разницы? Тренды в моде, как и любые другие тренды, проходят через определенный жизненный цикл: зарождение, рост и развитие, массовое распространение и затем постепенное (а иногда и стремительное) угасание. И это тема для отдельного разговора.
Короткие (или даже ультракороткие) тренды. Обычно от 1 года до 3 лет. Иногда это вирусные тренды, которые вдруг стремительно распространяются и потом так же быстро исчезают. Короткие тренды часто относятся к каким-то элементам отделки, кроя вещей, аксессуарам – то есть речь не про общие силуэты, а именно про отдельные детали. Ну, допустим, бахрома. Или второй год в тренде большие накладные воротнички – сколько еще продержатся, непонятно, но вряд ли слишком долго.
Короткие тренды быстро изживают себя по двум причинам. Иногда они так быстро распространяются и становятся популярны, что просто надоедают. Так может случиться с очень удобными, практичными, «носибельными» вещами – например, вспыхнули клетчатые объемные теплые куртки-рубашки (чертовски удобная же вещь), и в какой-то момент в Москве каждая вторая модная барышня ходила в подобной. Надоело. Нет, куртки-рубашки еще носят, и клетчатые в том числе – но тренд притих, отошел на задний план. Иногда, наоборот, быстро угасают неудобные, непрактичные, мало кому подходящие тренды. Например, одежда с разнообразными странными вырезами в самых неожиданных местах – сейчас на пике, но что-то мне подсказывает, что тренд долго не проживет, уж очень неудобна такая одежда для большинства людей в повседневной носке.
Среднесрочные тренды – могут длиться 3-5-7 лет. Здесь речь идет об уже более общих тенденциях, силуэтах. Джинсы скинни или клеш. Силуэт прямой или слегка приталенный. Рукава узкие или более широкие. Обувь с закругленным или квадратным мысом. Часто бывает так, что какие-то очень яркие, но не очень удобные, утрированные тренды в процессе распространения приобретают более спокойный вид, больше подходящий для повседневной жизни, и это продляет им жизнь – уже не в качестве острого короткого тренда, но в качестве долгоиграющей актуальной базы. Например, огромный утрированный оверсайз на 3-4 размера больше потихоньку сходит со сцены – но просто свободная одежда осталась и, видимо, в ближайшее время уже никуда не уйдет. Более длинные тренды обычно относятся к тем предметам одежды и аксессуарам, которые покупаются реже и требуют более серьезных финансовых вложений: например, к верхней одежде, зимней обуви, драгоценным украшениям, вечерней и статусной деловой одежде. В этих сферах мода консервативнее и меняется реже. Обычно именно такие тренды имеют в виду стилисты, когда говорят об «актуальной базе» или об общей актуальности одежды.
Долгие тренды или глобальные тенденции. Если короткие тренды про детали, средние тренды – про силуэты, глобальные тренды – скорее про идеи. Они могут длиться от 7-10 лет и развиваться, в сущности, на протяжении десятилетий, то временно затухая, то возвращаясь на подъеме снова. Например:
- экологичность, осознанность, переработка – глобальный тренд;
- стирание гендерных границ – глобальный тренд;
- усиление тенденции к комфорту и удобству – глобальный тренд и т.д.
Длинные тренды задают глобальные направления в мире моды. На подиумах, в витринах магазинов, на улицах мы видим вещи, соответствующие таким трендам, долго, из сезона в сезон. Взлёты же и падения коротких трендов похожи на яркие вспышки: сегодня это очень модно, а завтра – уже совсем нет.
Откуда берутся тренды?
Вообще, прогнозированием трендов занимается отдельная отрасль модной индустрии. Это международные или просто крупные агентства, тренд-бюро, которые специализируются на анализе трендов и выдаче прогнозов о том, что будет модно в следующем сезоне или, например, через несколько лет.
Для составления таких прогнозов анализируются не только модные веяния, но и многие другие аспекты, важные для общества. Что интересно людям, что волнует их, чего они хотят, что им нравится и как изменятся эти настроения через год или пять лет – на моду влияет всё, от изменений погоды до политики. Ведь мода, как и искусство, является отражением происходящего в мире и в наших умах.
Конечно, в этот сложный анализ попадают и результаты непосредственно модных исследований. Изучаются и огромные выставки тканей, и тенденции с показов, и оригинальные фэшн-находки, которые можно отметить, например, следя за стрит-стайлом или модными настроениями андеграудных тусовок. Плюс – анализируются результаты продаж тех или иных вещей по прошлым сезонам. Все сведения систематизируют и делают выводы, составляя рекомендации, от общих до самых конкретных, например, форма носа ботильонов или длина рукава пальто. И всё равно иногда случается так, что какой-нибудь тренд появляется будто ниоткуда, а другой, спрогнозированный, не выстреливает.
Как отличить длинный тренд от короткого и чем это может помочь в составлении гардероба?
Понимание разницы между длинными и короткими трендами может помочь одеваться актуально, избегая лишних трат и ненужных разочарований. Можно сшить необычное пальто, остромодное этой зимой, а через год обнаружить, что такой крой записали в антитренды. Или потратить немаленькую сумму на сумочку, с которой папарацци поймали всех звёзд стритстайла, и вскоре выяснить, что это был тренд на пару сезонов, и звёзды уже фотографируются с другой сумкой. И в первом, и во втором случае так вышло, потому что это были короткие тренды. Они не то чтобы плохи по сравнению с длинными – они просто скоротечны. И если вам хочется обзавестись вещью, которая будет выглядеть актуально и сегодня, и через пару лет, стоит выбрать модель, соответствующую длинным трендам. Короткий тренд тоже может быть хорош. Например, остромодный яркий аксессуар, добавленный к образу, может сразу сделать его актуальней и заявить о вашей осведомлённости в тенденциях моды. Но, покупая такую вещь, вы заранее будете понимать, что модной она будет недолго, – и не станете платить больше чем оно того стоит.
Как отличить одни тренды от других – это самое интересное (и непростое). С наибольшей вероятностью это могут сделать специалисты, например, модные эксперты. Можно попробовать произвести и собственный анализ. Именно длинные тренды обычно становятся показателем глобальных процессов, происходящих с миром. Например, жители мегаполисов устали от суеты и хотят покоя, возвращения к природе – в тренде натуральные цвета и материалы, расслабленные вещи. В обществе всё больший вес имеет образ сильной, авторитетной женщины – в тренде power dressing и мужские вещи в женском гардеробе. Уже несколько лет актуальный тренд на одежду оверсайз – отражение нашего стремления к удобству, и в выборе вещей, и в том, как мы в них себя чувствуем. Все эти тенденции с нами уже не первый сезон – можно предположить, что они будут актуальны и дальше. А если мы узнаём о моде, например, на очень-очень маленькие сумочки, в которые сложно уместить современный телефон, скорее всего можно сделать вывод, что это тренд короткий. По крайней мере, потому, что такие сумки не очень удобны, и играть в эту модную игрушку нам долго не захочется.
Анализируя модные показы по горячим следам, выявляя длинные тренды высокой моды. Сейчас, как никогда, важно финансово вкладываться в одежду, которая будет актуальна несколько сезонов. Длинные тренды помогают зафиксировать модные фасоны, длину, крой, настроение фэшн-индустрии.
V-образный вырез. Глубокий вырез, блузы с запахом, минимализм в крое, строгость с нотками эротизма. Блузы с V-образным вырезом черного и белого цвета без лишнего декора и принтов. Модная тенденция, которая коснется не только блузок, рубашек, но и платьев. Женщины, которые стесняются полноты рук, могут носить верхний слой на одежду без рукавов.
Минимализм. В тренде надолго минимализм в крое и контрасты в длине. Весной и летом 2024 года на смену полному отсутствию украшений в образ придут чокеры, длинные бусы и цепи.
Широкие мягкие джинсы. Посадка у джинсов средняя и низкая, ткань мягкая, фасон свободный, длина макси, цвет синий и темно-синий со слегка заметными потертостями.
Замша. К длинным трендам можно отнести фактуры, которые были популярны в прошлом, а потом долгое время дизайнеры их игнорировали. Все помнят, как популярна была замша, сейчас она снова возвращается в моду в одежде, обуви и аксессуарах.
Клетка: вечный модный принт. Клетку можно назвать не длинным, а вечным трендом. На модных показах сезона весна-лето 2024 ведущие люксовые бренды добавили клетчатые вещи в свои коллекции, поэтому не включить клетку в обзор было невозможно.
Микро с макси. Длинный тренд на контрасты в одном образе. Например, длинная юбка с микротопом, короткие шорты с длинным пиджаком.
Модная женская одежда из базового гардероба. Тренд на тихую роскошь, взрыв рынка люксовой одежды говорят о спросе на качественную базовую понятную одежду. Играть в странную моду людям не хочется, бренды не планируют упускать выгоду, поэтому базовый гардероб из качественных вещей – длинный тренд.
Модные кожаные вещи. Кожа – дорогой и практичный материал. Кожу никто не покупает на один сезон, поэтому ее смело можно отнести к длинным трендам. Дизайнеры брендов стали осторожнее, они добавляют в свои коллекции «продавабельные» вещи, поэтому на модных показах косухи, кожаные плащи, бомберы и пиджаки.
Объемные цветы. Кто бы мог подумать, что объемные цветы станут длинным трендом, но это случилось. Дизайнеры продолжают ваять сложные конструкции из объемных цветов, затрагивая тенденцию на ручной декор одежды.
Фотоцветы. Крупные цветы долго записывали в антитренды, обвиняя в несоразмерности фигурам, поэтому они обязаны были прорасти и зацвести на длинных и коротких платьях.
Видеть длинные тренды важно, их знание помогает экономить и разумно подходить к сезонному обновлению гардероба. Гардероб устойчивый к трендам – это всегда индивидуальная работа в рамках разбора и шопинга со стилистом, следует учитывать образ жизни, предпочтения по посадке и комфорту, бюджет, параметры внешности и так далее.
О модных трендах никто до конца ничего не знает, нам остаётся принимать во внимание мнение экспертов, прислушиваться к своему модному чутью и радовать себя обновками, наслаждаясь ими столько, сколько нам кажется это нужным – ведь решаем это, в конце концов, только мы. Если отслеживать и понимать, что дольше останется актуальным, а далее суммировать эти знания с силуэтами и длинами, комплиментарными именно вашей фигуре, можно собрать модный гардероб, который прослужит вам несколько лет.
Именно в опоре на долгие тренды и заключается концепция устойчивого к моде гардероба. Будьте всегда в курсе тенденций и перемен.