Что написано пером, не вырубишь топором

Книги обладают способностью бессмертия. Они самые долговечные плоды человеческой деятельности.

Сэмюэл Смайлс

Сегодня время настолько спрессовано, что события, произошедшие несколько десятилетий назад, ощущаются историей столетней давности. Один из примеров – полиграфический рынок Приморья. Всего четверть века как появился российский глянец, но какие высокотехнологические возможности появились в крае!

Первые ласточки

Перешагнув в 90-х годах прошлого века через границы государственной монополии на полиграфические услуги, многие приморские производители и рекламные агентства издавали свою продукцию в зарубежных типографиях. Печатать рекламные буклеты, журналы, календари, упаковку оказалось выгоднее в Южной Корее, Гонконге и Сингапуре, чем на родине.

Игорь Петренко, учредитель и редактор журнала «Клуб Директоров» Вот как о том времени говорит Игорь Петренко, учредитель и редактор журнала «Клуб Директоров», с 1990 года осуществляющий предпрессовую подготовку книг, каталогов, журналов и календарей в рамках своего издательства:

– Еще за 5 лет до рождения нашего журнала судьба забросила меня на стажировку на Аляску, в крупнейшую типографию Анкориджа A.T. Publishing & Printing Incorporation. Нужно было отладить выпуск владивостокских Yellow Pages (телефонных справочников). Выбор пал на американцев, т.к. на владивостокском рынке офсетной печати в те времена безраздельно господствовал единственный монополист – Полиграфкомбинат – со своими нереальными сроками изготовления и неадекватными ценами. И слава Богу, что у нас нашлись «безбашенные» предприниматели, которые не побоялись вложиться в этот сегмент рынка (кстати сказать, очень и очень недешевого).

Региональный полиграфический рынок развивался быстрыми темпами: с экономическим подъемом в стране резко возрос спрос на буклеты, этикетки. Типографии в Приморье росли как грибы после дождя. Казалось, требуется немного: ставь копировальный аппарат да запускай тиражи.

С печати визиток в 1992 году начинался бизнес и типографии «ПСП». Из всего оборудования имелись только компьютер, обычный принтер и… огромное желание подняться на истинно профессиональный уровень. Объем заказов между тем увеличивался, и основатели компании – Владислав Шульга и Сергей Лукьянов – приняли решение в пользу технологического совершенствования всей производственной цепочки. Подержанный одноцветный печатный станок Romayor-314 стал трамплином для ПСП и, как покажет время, для всего полиграфического будущего Дальнего Востока.

– Журнал «Клуб директоров» оказался одним из первых периодических изданий, которое печаталось в типографии «Полиграф Сервис Плюс», – рассказывает Игорь Петренко. – Несмотря на высокое качество печати в Америке, приходилось учитывать непростой процесс растаможивания и нервные колебания курса доллара. Проанализировав местный рынок, я сразу обратил внимание на типографию  «ПСП». И хотя в 1998 году здесь печаталась по большей части этикеточная продукция, я видел ее профессиональный рост и выбрал для сотрудничества. Потом были попытки напечатать за меньшую цену других в типографиях, но в конечном итоге я вернулся в «ПСП», т.к. именно эта типография заняла лидерские позиции и по скорости изготовления, и по качеству.

Компания упорно шла вперед, постоянно оснащалась современным оборудованием и со временем закрыла потребность всего Дальнего Востока в печати высококачественных фотоальбомов и художественных книг, научных трудов и глянцевых изданий. Впрочем, «ПСП» развивалась не в гордом одиночестве. Другие частные типографии успешно печатали большими тиражами многочисленные листовки, бланки, справочники компаний. Продукция была востребована, но… время сжатой пружиной выбивало из обоймы тех, кто отставал технологически.

С появлением «цифры» информацию о любой организации легко уже было найти в сети. Бумажные справочники тихо уходили в небытие, а вместе с ними – и типографии, сделавшие на них ставку.

«Не стреляйте в пианиста…»

Игорь Петренко: 30 лет работы в области допечатной подготовки и размещения заказов в различных типографиях у нас и за рубежом дают мне право утверждать, что большинство заказчиков абсолютно не представляют, от чего зависит цена и качество в полиграфии. Как часто мы наблюдаем картину, когда заказчик, разглядывая понравившейся образец, задает вопрос: «В какой типографии так хорошо отпечатали?» или, наоборот, «Почему фотографии, так прекрасно выглядевшие на мониторе, в вашей типографии так паршиво напечатали?» Сразу скажу: типография тут ни при чем!

В процессе работы с фотографами, дизайнерами и верстальщиками пришло осознание, что в полиграфии качество гораздо больше зависит не от выбора типографии, а от исходного фотоматериала и умения привести все это к стандартам, принятым на сегодня в большинстве типографий мира (использующих одни и те же технологии печати, стандартные 4 краски, УФ-лак и весь набор постпечатного оборудования для фальцовки, обрезки, упаковки и т.п.).

Нельзя экономить на фотографе, дизайнере и корректоре! Варианты типа «у меня сын (или дочь) все отфотошопит, как надо», как правило, не проходят. При расчете стоимости обычно ограничиваются информацией о стоимости печати. И это большая ошибка, потому что качественная книга (фотоальбом) – это прежде всего предпрессовая подготовка (обработка фото, верстка, корректура), – говорит издатель «Клуба Директоров». – Технология в мире одна и та же. А то, что заложено в предпрессовой обработке – настоящее искусство. Нарушение его законов сразу отразится на качестве печати, поэтому желание заказчиков обвинить типографию выглядит абсолютно несостоятельным.

В 2000-х годах этим занималось несколько специализированных фирм. В частности, журнал «Клуб Директоров» делал фотовывод в компании «Поликон», и только потом с этих пленок А3-формата в типографии изготавливались печатные формы.

Но время, выводившее на орбиту все новые технологии, не пощадило и эти компании. С появлением технологии CTP (computer to plate), когда фотоформы в типографии стали изготавливать путем переноса информации из цифрового файла непосредственно сразу на пластину (а не на пленку), надобность в фотовыводе отпала. Представляете, сколько компаний закрылось? Новые подходы вытеснили их с рынка.

Но полиграфическая ниша продолжала развиваться. В начале 2000-х типография «ПСП» приобрела уже четрехкрехкрасочную машину А2 и закрыла, пожалуй, около трети потребности в полиграфии всего Приморья. На ней можно было печатать очень качественную картинку, что привело большую долю местного глянца – он только-только вставал на ноги в это время. Возможности, которые предоставляла «ПСП», способствовали бурному расцвету журналов в Приморском крае.

Владислав Шульга, директор типографии «ПСП» Рассказывает директор типографии «ПСП» Владислав Борисович Шульга.

– На первых порах наиболее выгодным бизнес-направлением для нас была печать этикеток, поэтому мы смотрели на журналы как на интересное, но не первоочердное направление. Тем не менее типография имела все необходимые для глянца технологии: печатные, фальцевальные, клеющие машины – и полностью соответствовала возросшим требованиям по цвету и качеству. Мы добились полного соответствия цветопробы оригиналу и одинакового вывода картинки во всем тираже. К 2005 году вся производственная цепочка была выстроена таким образом, чтобы исключить эффект «узкого горлышка»: запускаешь бумагу – и на выходе получаешь готовый журнал. Глянец стал магистральным направлением деятельности компании. До сегодняшнего дня мы печатаем практически все журналы Приморского края, включая уникальный «Клуб Директоров», с которым мы вместе прошли этот долгий путь становления.

К 2007 году типография стала собственником здания, которое восстановила после полнейшей разрухи. Техническое оснащение печатного отделения практически не имеет себе равных в Дальневосточном регионе. Появилась линия, позволяющая выпускать книги в твердом переплете по технологии «бесшвейного переплета», которую не может предложить ни одна другая типография Дальнего Востока. А также японский режущий плоттер, с помощью которого создается современная художественная упаковка для подарочных изданий – от единственного экземпляра.

Ситуация ожидания

Однако стремительное время вновь ставит на повестку дня непростые вопросы. После пережитых экономических кризисов 1998 и 2015 гг., спустя 25 лет своего мощного присутствия на рынке полиграфическая отрасль ощущает потери, которые понесла экономика во время пандемии. В глянцевых журналах проседает реклама, закрываются и сами издания… Создавшуюся ситуацию можно охарактеризовать как «паузу». Но не только. Многие задают вопросы: а стоит ли овчинка выделки, когда человечество практически срослось с гаджетами и прочими электронными технологиями?

– Помните, что говорили, изобретя фотографию? Все предрекали смерть изобразительному искусству. Затем появилось кино, и раздались голоса об окончательном уходе театра. Да, прогресс не остановить. Однако мы видим, что и живопись, и театральное искусство продолжают жить. То же и с журналами, – говорит Игорь Петренко. – Время гаджетов, безусловно, меняет реальность. Многие издания уже ушли в «цифру».

Но! Для того чтобы оценить разницу между настоящим качественным фотоизданием и селфи в смартфоне, достаточно подержать в руках фотоальбом большого формата. Пару лет назад мы напечатали в «ПСП» великолепный фотоальбом «Берегите природу, Мать вашу!» Листая его, наслаждаясь фотографиями, вы моментально ловите ощущения, недоступные для продукции из смартфона. Разница огромна! Психологи утверждают, что информацию человек получает не только посредством зрения (визуалы) и звука (аудиалы), но и через соприкосновения с самим объектом (кинестеты).

Почему и продолжает жить многомиллиардный рынок художественных фотоальбомов и печатных изданий! Они доставляют настоящее кинестетическое удовольствие от соприкосновения с глянцевыми страницами, это природная психологическая особенность человека. Отметим и момент уникальности «живых» книг: то, что в ней раз отпечатано, остается на века и входит в историю. Даже невольные ошибки или опечатки делают такое издание раритетом, «тянущим» на миллион долларов.

Производственный арсенал позволяет сегодня изготовить практически любую полиграфическую продукцию. Качество такое, что печать картины на холсте практически невозможно отличить от настоящей живописи! Владельцы офисов, квартир, загородных домов всегда хотят иметь в визуальной досягаемости красивые и уникальные виды в дизайнерском интерьере. Все это подвластно типографии «ПСП». Несмотря на то, что эксперты называют нынешний момент на рынке «ситуацией ожидания», возможно, новые идеи издателей смогут поднять полиграфический сектор на новый уровень. Мощности, технологии и профессионализм для взлета отрасли в Приморском крае.



Добавить комментарий

Войти через соцсети