Транспорт – приоритетная отрасль экономики региона

15 месяцев наблюдений показали, что более высокий уровень оценки экономической конъюнктуры в отрасли по сравнению с транспортниками только у строителей и машиностроителей. Но только руководители предприятий транспорта на этом фоне показывают стабильно самый высокий уровень оценок экономического положения своих предприятий.

Первые два вопроса конъюнктурной анкеты мониторинга предлагают руководителям предприятий оценить изменения в состоянии конъюнктуры и экономического положения предприятия: ухудшилось, улучшилось или не изменилось. Баланс ответов оценивается по разнице между “плохими” и “хорошими” оценками. Так, у строителей и в машиностроении преобладание ухудшившейся конъюнктуры встречается только два раза за 15 месяцев наблюдений, на транспорте – 5 раз, у остальных от 7 до 15. В то же время только у транспортников оценка положение предприятия с отрицательным знаком встречается однажды, тогда как у строителей – 9, у машиностроителей – все 15 раз. Это является важным показателем относительно устойчивого состояние отрасли, и позволяет оценивать ситуацию как более благополучную.

Динамика оценок объемов услуг предприятиями транспорта за время наблюдений имела выраженные сезонные колебания с максимальными значениями в апреле, июле, сентябре-октябре 1999 года и в марте нынешнего года. Сопоставляя эти данные с динамикой оценок спроса и заказами на внутреннем и внешнем рынках, получаем достаточно интересную картину. Самые высокие показатели спроса на транспортные услуги приходятся на май, июль, октябрь, декабрь и март. Оценка уровня заказов на внутреннем рынке за этот же период имела максимальный уровень в мае (оставаясь тем не менее в области отрицательных значений), сентябре, декабре и марте. На внешнем рынке – в апреле-мае, июле, ноябре, марте.

Таким образом, оценки объемов произведенных транспортных услуг, спроса на них и уровня обеспеченности заказами на внутреннем и внешнем рынках, можно заметить, что начиная с марта прошлого года, наиболее благоприятными для отрасли были апрель-май, июль, сентябрь-ноябрь 1999 и март 2000 года.

Интересно, что рост уровня издержек приходится на те же месяцы: июль, октябрь прошлого года и март нынешнего года. Но если, скажем, для промышленности уровень издержек остается относительно высоким на протяжении всего периода наблюдений, то для транспорта он имеет медленную, но достаточно устойчивую тенденцию к снижению. Эти оценки подобны оценкам динамики издержек в строительстве. Причем следует заметить, что скорость снижения издержек имеет прямую связь с изменениями в тарифной политике в отрасли. Уровень тарифов на транспортные услуги за прошедшие пятнадцать месяцев практически не изменился, и все колебания в этот промежуток времени не превышали +/- 5 процентных пунктов.

Устойчивость экономического положения предприятий транспортной отрасли не в последнюю очередь обусловлена уровнем обеспеченности производственной программой: среди всех отраслей хозяйства региона только здесь он достигает уровня 8,3 месяца при обеспеченности в строительстве на 7,6 месяцев, в промышленности – только 6 месяцев.

Важным показателем является динамика оценки финансового состояния предприятия. В целом по хозяйству оценки распределились следующим образом: 48% ответов – финансовое состояние – не изменилось, 25% – сочли его улучшившимся, а 28% – ухудшившимся. Только на транспорте число предприятий, финансовое положение которых улучшилось в 2,5 раза превысило число предприятий, состояние которых ухудшилось.

Правда, серьезным сдерживающим фактором позитивного развития экономики отрасли являлся хронический дефицит денежных средств и обеспеченность оборотными средствами. Но на фоне хозяйства региона в целом, только транспортники имеют положительный баланс ответов об обеспеченности оборотными средствами на протяжении девяти месяцев из 15. Более того, только для транспортной отрасли характерно довольно пропорциональное соотношение между просроченной кредиторской и дебиторской задолженностью. Важно заметить, что как ни в какой другой отрасли руководители предприятий транспорта негативно оценивают влияние изменений валютного курса рубля на их хозяйственную деятельность.

Совокупность позитивных и негативных оценок в конечном счете отражается и на характере ответов о предстоящих или ожидаемых изменениях в деятельности предприятия на ближайшие три месяца. Так, подавляющее большинство предприятий рассчитывает на увеличение объемов производимых услуг, что напрямик связывается с ожиданием расширения спроса на данный вид услуги. На вопрос о возможном росте цен на услугу руководители предприятий особых надежд не возлагают, и поэтому здесь преобладает тенденция сдержанного роста цен на производимую услугу в будущем. С другой стороны, три четверти респондентов прогнозируют рост потребности в заемных ресурсах, что может представлять особый интерес для любого коммерческого банка. Следует заметить, что сегодня предприятия транспорта на 58-75% удовлетворяют свои потребности за счет амортизации и собственной прибыли и практически не обращаются за кредитами к (отечественным) банкам. И в то же время в отрасли не ожидают значительного прироста новых рабочих мест и увеличения занятости.

Этот довольно беглый обзор инвестиционной привлекательности отрасли позволяет увидеть, что из основных отраслей хозяйства региона, только транспорт по основным показателям может рассматриваться в качестве регионального приоритета.



Добавить комментарий

Войти через соцсети