Что такое КАСКО?
КАСКО – это добровольное страхование транспортного средства (ТС) от ущерба, хищения или угона, которое приобретается по желанию владельца ТС. Важно понимать, что ОСАГО – это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ТС перед третьими лицами: выплаты по полису производятся в пользу потерпевшего, а КАСКО – это добровольное имущественное страхование, которое защищает интересы страхователя (выгодоприобретателя) независимо от его вины. Поэтому, в отличие от ОСАГО, тарифы КАСКО не регламентируются государством, а устанавливаются самой страховой компанией.
На размер тарифа по КАСКО оказывают наибольшее влияние следующие факторы: использование франшизы; статистика угонов для конкретной марки и модели ТС в вашем регионе; стоимость запчастей; фактический возраст автомобиля; мощность двигателя в лошадиных силах; наличие правого руля (страхуется по согласованию); стаж вождения водителя и его история страхования; наличие дополнительных услуг, включенных в полис КАСКО (эвакуация, выезд аварийного комиссара); тип охранного устройства автомобиля; наличие охраняемой стоянки в ночное время суток и т.д.
Самый простой способ сэкономить на стоимости КАСКО – страхование с франшизой. Франшиза – размер ущерба, который вы готовы покрыть самостоятельно. Покрытие остальной суммы ущерба берет на себя страховая компания. Поэтому внесение в полис КАСКО франшизы снижает стоимость полиса страхования для страхователя, а страховую компанию освобождает от возмещения расходов при получении ТС незначительных повреждений.
Есть два основных вида франшизы: условная и безусловная. Условная франшиза означает, что если размер ущерба оказывается меньше размера франшизы, то страховое возмещение страхователю не выплачивается. А если размер ущерба превышает размер франшизы, то возмещение по полису КАСКО выплачивается в полном объеме.
Безусловная франшиза – это часть убытка (определенная сумма или пропорциональная доля убытка), не подлежащая возмещению страховой компанией: страховое возмещение снижается на размер франшизы.
Общий порядок действий при наступлении страхового случая и все необходимые номера телефонов изложены в правилах страхования, которые выдаются в страховой компании вместе с полисом КАСКО.
В зависимости от обстоятельств страхового случая при его наступлении необходимо сделать следующее:
- Если требуется – сообщить о случившемся в полицию (102 или 112); если есть пострадавшие – в «Скорую помощь» (103 или 112); если произошел взрыв или пожар – в пожарную охрану (101 или 112).
- Сообщить о происшествии в свою страховую компанию по телефону, который лучше держать при себе.
- В срок, указанный в договоре страхования, обратиться с заявлением о происшедшем в свою страховую компанию.
Страховая компания в условиях договора страхования может указать две формы выплаты (урегулирования страхового случая): денежная выплата (на основании калькуляции независимой экспертизы или счета за фактически произведенный ремонт) или организация и последующая оплата ремонта ТС на специализированной станции технического обслуживания автомобилей (СТОА). Обычно в договоре страхования указывается, на какой тип СТОА будет направлено ТС при страховом случае. В полисе страхования также может быть указано, что возмещение выплачивается с учетом или без учета износа заменяемых запчастей. Перед заключением договора внимательно изучите его условия и правила страхования. Правила страхования – неотъемлемая часть договора.
На что надо обратить внимание при покупке полиса КАСКО
- Внимательно читайте правила страхования, где должны быть четко определены термины «угон», «хищение», «ущерб», «полная или конструктивная гибель автомобиля». Нераскрытый смысл данных понятий может привести к тому, что страховая компания в спорных вопросах откажет в выплате страхового возмещения.
- Обращайте внимание на требования, установленные в договоре и правилах страхования. Например, требования к хранению автомобиля в ночное время суток (не все стоянки имеют охранную систему и возможность выдать документ, подтверждающий это).
- Внимательно читайте раздел правил страхования, в котором прописаны случаи, в которых по полису КАСКО не предусмотрена компенсация ущерба. Подробно изучите пункт, в котором прописаны взаимоотношения между страховой компанией и страхователем. В большинстве случаев именно там указаны сроки, в которые вы обязаны оповестить компанию о наступлении страхового случая, и каким образом вы должны это сделать. Невыполнение требований правил страхования может привести к тому, что компенсация вам будет выплачена частично либо не выплачена вовсе.
- Уточните наличие в правилах страхования сроков осуществления страховой выплаты или ремонта ТС на СТОА.
Если вы считаете, что страховая компания нарушает ваши права, направьте письменное обращение в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, дом 12; по электронной почте: fps@cbr.ru; или заполните электронную форму в интернет-приемной на сайте: www.cbr.ru. Если у вас есть вопросы, задать их можно по телефону контактного центра: 8-800-250-40-72 (для бесплатных звонков по России).