Банк России предупреждает о поддельных аккаунтах в мессенджерах и соцсетях

В социальных сетях и мессенджерах появляются новые схемы финансового мошенничества, о них продолжает информировать Банк России. Речь идет о поддельных аккаунтах, которые злоумышленники выдают за настоящие. 

– Какие приемы используют мошенники, чтобы получить доступ к секретной информации и деньгам?

– Злоумышленники всегда стремятся повлиять на психологическое состояние человека, не дают ему опомниться, давят, запугивают, торопят с решением. Недавно, например, появилась новая мошенническая схема: людям в соцсетях и мессенджерах стали приходить сообщения якобы от их руководителей. От имени «начальника» аферисты сообщают о проблемной ситуации, касающейся денег, предупреждают о последующем «важном» звонке, дают указание предоставить конфиденциальную информацию, тому кто позвонит, а после разговора просят отчитаться о результатах. Сам факт звонка и переписки просят держать в секрете. После этого человеку действительно звонят неизвестные – они могут представиться и сотрудниками правоохранительных органов, и специалистами Банка России – и запрашивают данные платежных карт, вынуждают перевести куда-то деньги или срочно взять кредит.

«Зеркальные» аккаунты, с которых пишут мошенники, выглядят максимально достоверно. В их описании размещены реальные фамилии, имена и фотографии руководителей различных организаций, которые аферисты находят в интернете. Люди становятся жертвами, потому что доверяют информации, которая приходит от руководства. Кроме того, человек зачастую не хочет отказать своему начальнику в выполнении поручения, опасаясь последствий. И этим пользуются мошенники.

Не так давно в этой схеме начали использовать и данные руководителей Банка России. С таких поддельных аккаунтов преступники отправляют сообщения руководителям крупных компаний или государственных органов и просят помочь в задержании аферистов из кредитной организации или предупреждают о скором звонке уполномоченного сотрудника из профильного министерства. Они рекомендуют следовать инструкциям, которые даст будущий собеседник, и не распространяться о «конфиденциальном» разговоре. После чего аферисты звонят потенциальной жертве и под различными предлогами пытаются получить доступ к банковским данным или убеждают человека перевести деньги на подконтрольные мошенникам счета.

Банк России предупреждает, что его сотрудники никогда не звонят людям первыми, не запрашивают персональные и банковские сведения, не предлагают совершить операции со счетом, не направляют копии документов в мессенджерах и социальных сетях и не используют эти каналы в служебных целях. Так поступают только мошенники.

Злоумышленники также могут подделывать аккаунты друзей и знакомых жертвы. От их имени они рассылают вредоносные ссылки, и просят, к примеру, проголосовать в конкурсе.

– Что делать, чтобы не стать жертвой мошенников?

– Мы рекомендуем не сообщать посторонним людям личные и финансовые данные и не совершать какие-либо денежные операции по просьбе незнакомых лиц. В состоянии паники люди часто делают ошибки, которые дорого им обходятся. Поэтому очень важно, если к вам обратились с вопросами о деньгах, взять паузу, успокоиться и постараться мыслить здраво. Если вам звонят от имени финансовой организации или официального ведомства, лучше всего сразу положить трубку.

При возникновении сомнений в сохранности денег на банковском счете нужно позвонить в свой банк по номеру, указанному на его официальном сайте или на оборотной стороне банковской карты. Причем, ни в коем случае не следует перезванивать на номер, с которого поступил входящий вызов. Мошенники используют возможности IP-телефонии и подделывают номера.

Ни полиция, ни Банк России, ни другие ведомства не выясняют по телефону подробности частной жизни человека и не дают инструкции по финансовым операциям. Не существует никаких специальных «безопасных» счетов, на которых прячут деньги от мошенников, банки ни при каких условиях не запрашивают коды из СМС или цифры с обратной стороны платежной карты. О всех подобных случаях необходимо сообщать в правоохранительные органы.

Узнать подробнее о том, как защитить себя и близких от мошенников, можно в разделе «Грабли» на сайте Fincult.info и на официальном сайте регулятора www.cbr.ru в разделах «Информационная безопасность» – «Противодействие мошенническим практикам».


В октябре 2023 года вступил в силу закон об информационном обмене Банка России и МВД России. Теперь сотрудники органов внутренних дел могут оперативно получать данные об операциях без согласия клиента из автоматизированной системы ФинЦЕРТ Банка России. После обращения пострадавшего сотрудники МВД смогут запросить у Банка России данные о мошеннической операции, в том числе о получателе похищенных средств. Если их не будет в базе, регулятор обратится за уточнением в банки. Обмен данными будет происходить с соблюдением норм банковской тайны. В свою очередь, банки могут учитывать в работе по защите средств клиентов информацию правоохранительных органов.



Добавить комментарий

Войти через соцсети