Мои творческие поездки начались с Дальнего Востока (Владивосток, Камчатка, Чукотка, Курилы) и далее БАМ, Средняя Азия. Но в один момент я почувствовал, что ещё не видел всей России, что рыбаки, оленеводы, первопроходцы – это еще не все, есть нечто такое, без чего Россию просто нельзя представить. Это, конечно же, ее храмы. Совсем немного времени прошло с тех пор, когда заходить в Храм было не только стыдно и непрестижно, но и опасно! Художникам запрещалось писать на эту тему. Мне в жизни повезло, я увидел храмы России, входил в них, рисовал. Я, как простой смертный, считаю: без храма в душе нет будущего. Это наша великая история, духовность, культура и корни наших предков.
В какой-то момент мне пришла мысль написать картину “Возрождение Святой Руси”. И это не было случайностью. Тема эта бесконечная, и у каждого из нас своя дорога к храму.
Автопортрет “Мой ангел хранитель”
Имя Владимира Антоновича Снытко, живописца, члена Союза художников России, мастера жанровых композиций, портретов, пейзажей, натюрмортов, хорошо известно широкому кругу знатоков и любителей изобразительного искусства Приморского края. Это неудивительно. Здесь он родился и вырос, здесь окончил Владивостокское художественное училище и Дальневосточный институт искусств, здесь работает и живет вот уже 70 лет.
Невозможно представить себе Владимира Антоновича Снытко замкнувшимся в стенах художественной мастерской, отрешившимся от нужд и забот мира. С этюдником за спиной он исколесил сотни километров дорог Дальнего Востока, Сибири, Средней Азии и европейской части страны, пытаясь найти и выразить в красках свое ощущение жизни.
В его творчестве нашли отражение главные темы дальневосточного искусства 70-х – 90-х годов XX века: освоение Севера, строительство Байкало-Амурской магистрали, будни острова Шикотан. Лучшие полотна тех лет стали собственностью художественных музеев. Их отличает реалистическая живопись, напряженно-суровый колорит, острота ритмов и динамика композиции.
В декабре 2002 года состоялась персональная выставка “Храмы России” в залах Приморской картинной галереи, посвященная 70-летию мастера и его надежде на возрождение духовной культуры нашего Отечества, в которой мы уже многое потеряли: храмы, фрески, иконы.
В экспозиции было представлено более 80-ти полотен из мастерской автора, созданных под впечатлением трех длительных творческих поездок по старым русским городам.
Зимой 1986 г. Владимир Антонович работал на Творческой даче им. Д. М. Кардовского в Переславле-Залесском, весной 1987 г. проехал по “Золотому кольцу” России: Суздаль, Владимир, Ярославль, Кострома, Ростов Великий, летом 1988 г. работал на Академической даче в Вышнем Волочке, Пскове, Новгороде, Изборске, на Соловках, в Архангельске, Вологде, Кирилло-Белозерске, Москве.
Интерес художника к древнерусскому искусству в полной мере выразился в серии архитектурных пейзажей “Храмы России”, запечатлевшей памятники древнерусского зодчества разных эпох и стилей. Он видел, как разрушаются многие церкви и монастыри, и поэтому писал их с натуры, полностью отказавшись от стилизации, точно передавая их конструктивную основу и декоративные особенности.
В 1991 г. архитектурная серия “Храмы России” как персональная выставка экспонировалась сначала в Петропавловске-на-Камчатке, потом в г. Сиэтле (США) в связи с празднованием 250-летия Русской Америки.
Во Владивостоке она экспонировалась не полностью и впервые.
Триптих “Вознесение души” и жанровая картина “Возрождение Святой Руси” созданы недавно. В них воплотились философские размышления автора о смысле бытия и судьбе России.
Людмила Варламова,
старший научный работник Приморской картинной галереи
Выставки:
1969-2002 – участие в выставках: городских, краевых, зональных, республиканских, зарубежных.
1969 – III зональная выставка “Советский Дальний Восток”, Улан-Удэ.
1974 – IV зональная выставка “Советский Дальний Восток”, Владивосток; республиканская выставка “Пейзаж Дальнего Востока”, Москва. 1979 – республиканская выставка “Мы строим БАМ”, Улан-Удэ.
1980 – V зональная “Советский Дальний Восток”, Чита; выставка “Художники на Курилах”, Москва.
1982 – юбилейная персональная выставка в Доме художника г. Владивостока.
1989 – республиканская выставка “Художники Советской России БАМУ”, Комсомольск-на-Амуре.
1985 – VI зональная выставка “Советский Дальний Восток”, Владивосток.
1990 – VII зональная выставка “Советский Дальний Восток”, Якутск.
1991 – персональная выставка “Храмы России” сначала в Петропавловске-на- Камчатке, потом в г. Сиэтл в США, посвященная празднованию 250-летия Русской Америки; групповая выставка произведений В. А. Снытко, М. В. Снытко и В. А. Камовского в Японии.
1997 – региональная выставка “Дальний Восток”, Хабаровск.
2002 – юбилейная персональная выставка “Храмы России”, в Приморской картинной галерее, г. Владивосток.
Основные работы находятся:
В Приморской картинной галерее (Владивосток), в музее Пограничных войск (Владивосток), в Читинском художественном музее, в Дальневосточном художественном музее (Хабаровск), в Художественном фонде Министерства Культуры Российской Федерации, в частных коллекциях США, Канады, Германии, Японии, Франции, Испании, Италии.