Клуб директоров

20
лет

906
директоров

5885
статей



Система менеджмента качества - основа конкурентоспособности

Сегодня состояние нашей экономики, несмотря на заявление о некоторых тенденциях роста, далеко от удовлетворительного.

По существу не созданы условия развития эффективного производства. Тому, что экономика находится в таком состоянии, много причин. И главная - отсутствие умения хозяйствовать в так называемых новых условиях. Это отсутствие и навыков, и знаний.

Сегодня очень важно научиться эффективно вести хозяйство на уровне частного предпринимателя, на уровне подразделения, на уровне организации, на уровне территории и т.д. Эффективное ведение хозяйства - это важнейший фактор создания конкурентного продукта или услуги в конкретный период времени в конкретном месте для конкретного рынка. И это далеко не простая задача. Множество факторов оказывает влияние на эффективное ведение хозяйства. Это и внешние факторы - нестабильность власти, налоги, криминальная ситуация и т.д., и внутренние - отсутствие опыта и знаний по управлению, сложившееся отношение к собственникам, отсутствие ответственности за свой труд и его результаты и т.д.

Мне бы хотелось в своей статье обратить внимание на то, что эффективное ведение хозяйства напрямую зависит от менеджмента. Вернее от системы менеджмента. Хочу еще раз подчеркнуть: именно термина "менеджмент", а не "управление", которое, как правило, ассоциируется со словом "руководство". К сожалению, в русском языке нет полного синонима термину <менеджмент>, позволяющего так же однозначно воспринимать это слово, как оно воспринимается в большинстве развитых стран мира.

Поэтому в дальнейшем, используя термин <управление> я подразумеваю - <менеджмент>.

Во многом наше неумение хозяйствовать зависит от качества системы менеджмента. Под этим я понимаю:

 и качество менеджеров;

 и качество управленческих технологий;

 и качество организационно-технической структуры;

 и качество распределения ответственности и полномочий.

Можно и далее рассуждать, предполагать, можно анализировать и строить планы и программы, но, выполняя все эти важные и нужные действия, крайне целесообразно уже сегодня незамедлительно обратить внимание на важнейшую составляющую системы общего менеджмента - на систему менеджмента качества (СМК).

Необходимо понять, что система управления - это управление на основе качества, что целенаправленное логическое встраивание СМК в систему управления и совершенствование этой системы на основе СМК - есть путь к современным методам управления.

Качественный менеджмент - это создание качественного производства, качественное производство - это создание качественного продукта (услуги), т.е. того, что покупатель будет брать и за что будет платить, т.к качественная продукция - конкурентоспособная продукция. Современная система менеджмента на основе качества, эффективное производство, продукция (услуга), пользующаяся спросом, - это основные состовляющие конкурентноспособной организации.

И не зря русский философ И. Л. Ильин сказал, что ":русскому народу есть только один исход и одно спасение - возврат к качеству и его культуре."

Термин "качество" большинством специалистов, не говоря уже о простых потребителях, воспринимается только в отношении конкретного товара или услуги. Большая часть людей не связывает качество продукции с качеством производства, культурой труда и экономикой, а тем более с качеством системы менеджмента.

Постулаты: "Качественная продукция - это дешевая продукция" и "контроль не повышает качество", "процесс важнее контроля" вызывают целый ряд агрессивных откликов, хотя, например, контроль - это тоже процесс.

Мы до сих пор считаем, что качества можно добиться контролем! Это абсолютно не так. Конечно, контроль, в какой-то мере, необходимое, но абсолютно не достаточное условие обеспечения качества. Качества мы можем добиться только обучением и воспитанием персонала, созданием для него не только и не столько стимулов, сколько мотиваций. Качества мы можем добиться только научившись хорошо работать - экономично, ответственно, технически грамотно и не нарушая технологий. И главное: надо знать, что хочет потребитель, и сделать все, чтобы он был удовлетворен. А это можно сделать, только имея систему менеджмента, основанную на постоянном улучшении качества.

Конкурентоспособность на 80-85% зависит от качества и, в первую очередь, от качества системы управления.

Не зря международные стандарты по управлению качеством ИСО серии 9000 (МС ИСО серии 9000) наиболее известные и уважаемые в мировом сообществе. Более 350 000 предприятий и организаций в мире имеют сертификаты по этим стандартам. Эти стандарты вобрали в себя и формализовали международный опыт (в т.ч. и российский) по управлению качеством.

А версия этих стандартов 2000 года учитывает современные теорию и опыт менеджмента, в т.ч. и TQM (всеобщий менеджмент качества).

Эти стандарты установили основные требования к СМК, взаимосвязь практически всех действий на всех стадиях жизненного цикла продукции (услуги) от маркетинга до утилизации. Эти стандарты касаются самой важной и самой универсальной области деятельности любой организации - Управления, т. е. Менеджмента.

Сегодня одна из важнейших задач - осознание важности проблем качества, изучение современных методов управления качеством и внедрение этих стандартов. И не только при производстве продукции и услуг, но и в сфере административного управления. Но внедрение этих стандартов может принести успех только в том случае, если мы будем осуществлять это не только по форме, но и по ДУХУ.

К сожалению, у нас имеется громадный опыт формального внедрения многих эффективных в свое время систем управления.

И сегодня эксперты "ДВРЦ-СЕНТЭСК", имея опыт сотрудничества по оценке систем качества более чем с 40 предприятиями и организациями, вынуждены констатировать, что формализм преобладает.

И, в первую очередь, это зависит от руководителей и высших менеджеров. А от них требуется не так много: осознать то, что конкурентоспособность их предприятия во многом зависит от качества их системы управления, а СМК - эффективный инструмент управления; изучить и принять современные методы менеджмента и проявить волю по их внедрению.

Но при этом мы должны понимать, что внедрение системы менеджмента качества по МС ИСО серии 9000 это только начало длинного пути по дороге совершенствования менеджмента и постоянного улучшения качества.


Кондратенко Сергей Павлович

Должность:
Директор
Компания:
НП "Дальневосточный региональный Центр по сертификации, научно-технической экспертизе и системам качества

Для получения контактных данных
(email, телефон и адрес),
зарегистрируйтесь