Электронная подпись вместо ЭЦП

1 июля 2013 года прекратил свое действие Федеральный закон РФ от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Его место занял Федеральный закон РФ от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи». Об основных отличиях «старой» и «новой» электронных подписей мы и расскажем в данной статье.

Три ЭП вместо одной ЭЦП

Согласно Федеральному закону №1-ФЗ, выдавались электронные цифровые подписи (ЭЦП), позволяющие определить подписанта и защищающие информацию от дальнейшего искажения. В рамках 63-ФЗ выдаются три вида подписи: простая электронная подпись (ЭП), усиленная неквалифицированная (НЭП) и усиленная квалифицированная подписи (КЭП). Простая подпись посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает подписание электронного документа определенным лицом, однако не может гарантировать его неизменность после подписания. Например, пользователь портала государственных услуг авторизовался по своему логину/паролю и сделал запрос на какую-либо услугу. Это и есть простая ЭП: система определила пользователя по паролю, сформировала и прикрепила к его запросу соответствующую информацию, которая в дальнейшем может быть изменена.

Усиленные подписи позволяют не только идентифицировать подписанта, но и защитить документ от дальнейших изменений за счет использования специальных криптографических алгоритмов. При этом КЭП отличается от НЭП тем, что для её формирования и проверки используются средства криптозащиты, сертифицированные ФСБ. Более того, выдавать сертификаты КЭП имеют право только аккредитованные Минкомсвязи РФ удостоверяющие центры. Как мы уже писали ранее, Удостоверяющий центр Деловой сети прошел данную аккредитацию в декабре 2012 года и полностью удовлетворяет всем строгим требованиям регулятора данной области.

Еще одним отличием КЭП от НЭП является то, что, согласно п. 5 ст. 5 63-ФЗ, для неквалифицированной электронной подписи сертификат ключа проверки (документ, подтверждающий принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата) может вовсе не выдаваться. В то время как сертификат КЭП обязательно должен содержать сведения о датах начала и окончания действия, ФИО или наименование организации, ключ проверки (уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи), наименование и адрес УЦ и другие.

КЭП и электронные документы

Согласно п. 1 ст. 6 63-ФЗ, усиленная квалифицированная подпись признается равнозначной собственноручной подписи, не требующей соглашения сторон. Таким образом, на уровне федерального закона любой электронный документ, подписанный такой подписью, признается юридически значимым без выполнения каких-либо дополнительных условий. Говоря простым языком, если есть электронный документ с КЭП, то бумажный аналог данного документа никто не вправе у вас требовать.

Так, электронные счета-фактуры можно подписывать исключительно квалифицированной электронной подписью (п. 6 ст. 169 НК РФ). Что касается первичных электронных документов, созданных в соответствии с форматами ФНС, для возможности направить такие документы в налоговую по каналам связи они также должны быть подписаны КЭП (Приказ ФНС России от 29.06.2012 №ММВ-7-6/465@). И весь пакет направляемых по каналам связи документов при передаче в инспекцию также должен быть заверен КЭП. В противном случае приемный комплекс ИФНС не сможет обработать поступившую ему информацию.

Приказ ФНС России от 08.04.2013 №ММВ-7-4/142@ утвердил требования к сертификатам КЭП для взаимодействия налогоплательщика с ФНС, используемым при электронном документообороте между компаниями и при представлении документов по каналам связи. Приказ содержит те требования к сертификатам, при соответствии которым информационные системы ФНС смогут их обрабатывать. В свое время для ЭЦП такую роль выполнял Приказ ФНС РФ от 02.07.2009 №ММ-7-6/353@.

Наступил июль. Что дальше?

Федеральный закон от 10.01.02 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» прекращает действовать 1 июля 2013 года. Согласно п. 2 ст. 19 63-ФЗ, «электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью до даты признания утратившим силу Федерального закона от 10 января 2002 года №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с настоящим Федеральным законом». В июне 2013 года Госдума уже приняла изменения в 63-ФЗ, которые продлевают срок действия сертификатов ЭЦП. Любой документ, подписанный сертификатом ЭЦП, в течение срока действия указанного сертификата, но не позднее 31 декабря 2013 года, признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с 63-ФЗ. Данная поправка позволяет не производить замену сертификатов ЭЦП на сертификаты КЭП в срочном порядке всем владельцам данных сертификатов.

К настоящему моменту УЦ Деловой сети выпускает сертификаты КЭП для любых ведомств. Все абоненты могут заменить свои сертификаты ЭЦП на сертификаты КЭП, воспользовавшись соответствующим сервисом в Личном кабинете. Подробная инструкция размещена на нашем сайте www.atlas-2.ru.



Добавить комментарий

Войти через соцсети