Право на судебную защиту в свете изменений гражданско-процессуального законодательства

Предусмотренное статьей 46 Конституции РФ право на судебную защиту неразрывно связано с устройством судебной системы и порядком судопроизводства.

Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и Федеральным законом от 09.12.2010 г. № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» внесен ряд значимых изменений в гражданско-процессуальное законодательство, которые вступают в силу с 01 января 2012 г.

Так, оспаривание всех не вступивших в законную силу решений суда будет осуществляться в порядке апелляционного производства.

Апелляционные жалобы на решения или определения мирового судьи подаются в районный суд, на решения и определения районных судов – верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области или суд автономного округа. В отличие от системы арбитражных судов, в системе судов общей юрисдикции не создан специальный (отдельный от других инстанций) суд апелляционной инстанции. По-прежнему, пересмотр судебных актов мировых судей по второй инстанции отнесен к компетенции районных судов, а судебных актов районных судов – к компетенции судов субъектов РФ, а функции суда второй (апелляционной) и третьей (кассационной) инстанции будет осуществлять все тот же суд субъекта РФ. Т.е. две судебные инстанции по-прежнему находятся под сводом одного учреждения. Для подачи жалобы в суд апелляционной инстанции установлены принципиально новые сроки вместо ранее установленных 10 дней. Так, жалоба на решение суда первой инстанции (апелляционная жалоба) может быть подана в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме, а жалоба на определение суда первой инстанции (частная жалоба) – в течение 15 дней с момента его вынесения.

Стоит обратить внимание на то, что увеличение срока вступления в законную силу решения суда приведет к фактическому увеличению сроков рассмотрения дел и отодвинет момент наступления возможности предъявления судебного акта к исполнению, что затруднит реализацию права на судебную защиту. В то же время у сторон будет больше времени на то, чтобы дать оценку принятому судебному акту, провести анализ и, при необходимости, прибегнуть к квалифицированной юридической помощи.

Дата и место рассмотрения жалобы на не вступивший в законную силу судебный акт будет определяться судом апелляционной инстанции, который обязан направлять сторонам соответствующее извещение.

Из полномочий суда второй инстанции исключено право направить дело на новое рассмотрение. Т.е. суд апелляционной инстанции должен рассмотреть дело по правилам рассмотрения дела в первой инстанции, установить все обстоятельства, которые не были установлены судом первой инстанции и принять соответствующий судебный акт. Возможность направить дело в соответствующий суд предусмотрена для суда кассационной инстанции.

Частные жалобы на определения суда первой инстанции (за исключением жалоб на определения о приостановлении или прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения) рассматриваются без вызова и извещения лиц, участвующих в деле.

В рамках кассационного производства будут рассматриваться дела по заявлениям о пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу. Процедура рассмотрения кассационных жалоб по форме и содержанию полностью аналогична ныне существующей процедуре рассмотрения заявлений в порядке надзора в президиуме судов субъектов РФ. Соответственно, в случае отсутствия установленных оснований для оспаривания судебного акта суд вправе отказать в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции. Кассационная жалоба на судебные акты может быть подана в срок не позднее 6 месяцев с момента их вступления в законную силу, при условии, что заявителем исчерпаны все установленные законом способы обжалования.

Следует обратить внимание на то, что теперь обратиться в надзорную инстанцию (Президиум Верховного Суда РФ) возможно только в тех случаях, когда по первой инстанции дело рассматривалось в краевом суде (верховном суде республики, областном суде, суде города федерального значения, автономной области или суде автономного округа), либо в Верховном Суде РФ.

Обращение в Верховный Суд РФ в порядке надзора по большинству дел, подведомственным судам общей юрисдикции, становится невозможным. Соответственно, судебная практика (толкование и применение закона) замкнется на субъектах РФ.

    При этом основными критериями для отмены судебных актов в порядке надзора являются нарушения:
  • прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, принципами международного права и международными договорами;
  • прав и законных интересов неопределенного круга лиц или публичных интересов;
  • единообразия в толковании и применении судами норм права.

С учетом вышеизложенного можно прийти к выводам, что в результате вводимых изменений система судов общей юрисдикции не обрела аналогии с системой арбитражных судов (т.к. не созданы самостоятельные судебные органы апелляционной инстанции), а право граждан и юридических лиц на судебную защиту будет реализовываться с учетом увеличения срока вступления в силу решений суда, а также невозможности обращения в Верховный Суд РФ в порядке надзора по большинству подведомственных судам общей юрисдикции дел.



Добавить комментарий

Войти через соцсети