Проводимый во многих организациях мониторинг эффективности управления показывает, что так называемый управленческий ресурс используется на 30-40 процентов. Это свидетельство того, что при имеющихся возможностях или при незначительных дополнительных затратах организация может быть, как минимум, в полтора-два раза успешнее. Причём основные проблемы использования управленческого ресурса лежат в области работы с персоналом. Постоянно приходится слышать: у нас коллектив, у нас команда. На самом же деле, в большинстве случаев, есть сотрудники, не объединённые как коллектив. Тем более в команду.


Бизнес – это не война

Опасно блуждать по дебрям собственной глупости,
опорой которой служит мнение, что я сам
всё прекрасно знаю и понимаю.

Сотрудники образуют коллектив только при условии сформированности общего видения. Это когда есть общие, признаваемые всеми сотрудниками, групповые ценности (ценности организации), хорошо сформулированная миссия, общие цели, уверенность в позитивном будущем организации, когда у сотрудников присутствует чувство ответственности за выполняемую работу. Для этого, как минимум, необходимо признать простую истину, что любой результат в деятельности компании – это реализация совокупного опыта и знаний всех сотрудников компании. Достичь этого невозможно без проведения воспитательной работы в коллективах.

Ведь так естественно, проводя воспитательную работу, развивать у сотрудников преданность организации, проводить профессиональное и управленческое обучение. Но часто воспитательная работа в организации относится к пережитку коммунистического прошлого. Чаще всего такие утверждения базируются на отсутствии необходимых знаний по управлению либо на элементарном неуважении своих сотрудников (у дверей много желающих). Часто воспитательную работу путают с идеологизацией.

Основой управления любой организации являются отношения сотрудников с самими собой, отношения между сотрудниками, отношения сотрудников организации к внешней среде (клиенты, покупатели, партнёры и т.д.). Всё остальное – экономика, финансы, маркетинг, технологии, производство – важное и значимое, является построением на фундаменте основ управления. Естественно, что сами по себе должные отношения не формируются – это результат чаще всего напряжённой работы с сотрудниками.

Второй проблемной областью являются целеполагание и планирование. Часто формулировки целей носят декларативный характер. Работать завтра лучше, чем вчера. Зарабатывать больше денег. Увеличить объемы продаж. Это лишь благие пожелания. Цели либо ясны, конкретны и измеримы, либо их просто нет.

Наиболее болевая область деятельности организаций – это выбор стратегии борьбы. В бизнесе так же, как и в остальных видах деятельности, самым бездарным, самым невыгодным и разорительным является выбор «стратегии борьбы». Вместо того, чтобы создавать конкурентные преимущества, позиционировать себя на рынке как успешную, выгодную для клиента (потребителя) организацию, затрачиваются средства и время на борьбу.

Концепция борьбы находит в России сторонников не случайно. На протяжении более чем семидесяти лет в воспитательной культуре присутствовала эта теория. Классовая борьба, борьба за построение светлого будущего, борьба за успеваемость, борьба за урожай, борьба за выполнение планов, борьба, борьба, борьба… И это вместо нормальной созидательной работы. Естественно, это не могло не отразиться на поведении людей. Кто-то из так называемых профессионалов запустил в Россию нелепое сочетание «конкурентная борьба». Для тех, кому близка концепция борьбы, сразу подменили конкуренцию борьбой. Обливание грязью, физическое устрашение, нечестные приемы в конкуренции – вот самый «деликатный» набор средств «конкурентной борьбы». Происходит подмена понятий, конкуренция – это организационное, экономическое и технологическое соревнование с целью создания более выгодных условий для потребителя. Это профессиональная созидательная работа. Борьба – это война с разрушениями и потерями для борющихся сторон. Любая форма борьбы формирует недоброжелательность или, чаще, враждебность. И те, кто утверждает, что окружающий нас мир, по определению, враждебен по отношению к нам, не понимают, что если есть враждебность, то это результат нашего отношения. Мир вокруг нас такой, каким мы его сами формируем, такой, каким мы его воспринимаем.

Бизнес и война – явления противоположного порядка. Бизнес – это созидание. Борьба, война – это разрушение. Рыночные отношения имеют определённую направленность – конкуренцию, но не борьбу и враждебность. Борьба в бизнесе считается безнравственным поведением. Сегодня клиент, покупатель, поставщик выбирают для делового общения организации, нравственный уровень которых не подлежит сомнению.

Есть ещё одна беда – стремление к независимости. В природе всё взаимозависимо. Тем более, когда речь идёт о совместном проживании и совместной деятельности людей.

Независимость – это фантом, придуманный больным воображением людей.

В жертву этому фантому под громкие лозунги о борьбе за независимость принесены миллионы жизней людей, затрачены несметные ресурсы. Фантом независимости возводится в ранг государственной политики. Придумали нелепое название Содружество Независимых Государств. Какое государство может быть независимо от внешнего мира? Само предположение абсурдно. Но ведь говорим, провозглашаем, боремся. Все «борцы» за независимость полностью зависимы от тех, кто их финансирует, кто поставляет оружие, и так во всём.

На личностном уровне для многих людей борьба за независимость становится смыслом жизни. На это уходят годы, а иногда и вся жизнь, но результат всегда нулевой. Уйдя от одной зависимости, попадают в другую.

Беседуя с одним, по российским меркам, очень богатым человеком, я спросил: «Ты всё время стремился к независимости, считая, что именно высокое материальное обеспечение приведет к этой цели. Сейчас ты богат, чувствуешь ли ты себя независимым?» «Нет, – ответил он, – теперь я еще в большей зависимости. Я зависим от тех, кто хранит мои деньги, кто обеспечивает успешность моего бизнеса, от охранников, поваров, от государства и…». Он не стал перечислять все зависимости, он только сказал: «Я только сейчас стал понимать всю степень зависимости друг от друга».

Трудно опровергнуть утверждение: организация не имеет будущего, если её сотрудники не признают зависимости друг от друга и не умеют договариваться.

Понимание и признание зависимости друг от друга формируют межличностные отношения на более высоком нравственно-этическом уровне. А это, как уже говорилось выше, и является основой управления любой организации.

Надо признать, что настало время, когда обеспечить успешность бизнеса невозможно без управленческих знаний. Причём этими знаниями, в меру своей компетентности, должны обладать все сотрудники организации.



Добавить комментарий

Войти через соцсети