От стратегий к проектам

I. От Стратегий к Проектам и Программам через новую архитектуру потребительского рынка

Размышляя по поводу регионального развития, следует еще раз зафиксировать факт отсутствия в Приморском крае крупномасштабных социокультурных проектов, требующих создания межмуниципальных и межрегиональных объединений в консорциальной, синдикативной, картельной и иных классических организационных формах. Подобного рода дефицит крупномасштабных проектов, с одной стороны, демонстрирует недостаток региональных амбиций, а с другой стороны, свидетельствует о неиспользованных возможностях территории или о ее производственной недозагруженности. И это еще одно обоснование необходимости качественного перехода регионального топ-менеджмента от менеджмент-технологий, минуя так и не освоенные маркетинговые технологии к технологиям более высокого порядка – СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ и TQM (Менеджмента всеобщего качества).

Мешают качеству государственного менеджмента по П. Дракеру

Мешают качеству государственного менеджмента по У.Демингу

  1. Отсутствие четких целей

  1. Непостоянство задач.

  1. Стремление сделать много дел сразу

  1. Привычка мыслить краткосрочными категориями

  1. Решение проблем прямолинейно

  1. Разрушительное влияние ежегодных смотров «достижений»

  1. Отсутствие экспериментальных площадок

  1. Текучесть кадров среди высшего руководства.

  1. Отсутствие способности к оценке, в результате чего опыт не учит

  1. Управление на основе поверхностной статистики

  1. Нежелание вовремя отказаться от начатых программ, когда становится ясно, что они провалились

  1. Чрезмерные расходы на социальные программы

Почти два десятилетия назад Питер Дракер обозначил шесть основных препятствий на пути совершенствования государственного менеджмента. Он называл их «смертными грехами», совершаемыми «регулярно и из-за трусости» государственными управляющими. Известный специалист в области Качества Деминг в 1986 г. предлагал свой вариант программы из 14 пунктов для лечения описанных уже им проблем по повышению качества менеджмента на государственных предприятиях.

Из перечня проблем, снижающих, по мнению П. Дракера и У. Деминга, качество менеджмента, нельзя согласиться с пунктом 1 второго столбца таблицы «Непостоянство задач».

Рост неопределенности и динамика темпов развития мирохозяйственных процессов неизбежно ведут как раз к непостоянству задач, и с этим надо просто смириться. Зато остальные проблемы, безусловно, современны и актуальны. Правда, может быть, следует обратить внимание на такую помеху как «Отсутствие экспериментальных площадок», ибо мы привыкли управленческие нововведения привносить сразу в реальную практику и не обращать внимания на их высокую себестоимость. Если же остановить взгляд на п. 5 утверждения У. Деминга еще об одной помехе государственному менеджменту – «Управление на основе поверхностности статистики», то станет в очередной раз очевидной необходимость скорейшего реформирования многих существующих техник управления в современном региональном менеджменте.

На практике таких помех, конечно же, гораздо больше, но сам факт наличия этих помех побуждают топ-менеджмент территории выделять время на решение СТРАТЕГИЧЕСКИХ задач уже в контексте СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

Однако хватит ли у нас мудрости не наступить в очередной раз на «грабли» преимущественно теоретических подходов к разработке СТРАТЕГИИ регионального развития, когда на выходе Заказчик вместе с традиционным текстом стратегии, исполненной на высоком научно-теоретическом уровне, на заданный вопрос: «Почему же она (стратегия) не эффективна?», получает такой же традиционный ответ: «Нет механизмов реализации» и т. д. При практически полном отсутствии в техпроцессе традиционного подхода к разработке стратегии, коммуникационных технологий как формы привлечения к процессу разработки широкого круга будущих исполнителей речь идет о фактическом узурпировании права на разработку стратегии развития коллективами разработчиков, и в этом одна из опасностей того, что она не будет реализована.

Но это не последнее препятствие перед «граблями» так называемых «стратегических разработок». При безусловной важности самого процесса разработки стратегии регионального развития единственным критерием, подтверждающим реалистичность и эффективность стратегии, будут проекты и программы развития, «посаженные» на конкретных исполнителей – Директоров проектов. Если этого не произойдет, то будет «как всегда». Поэтому в процессе разработки стратегии развития региона Директора проектов и члены проектных команд должны будут участвовать с самого начала.

Работа Команды проекта начинается с этапа стратегического анализа, который, в свою очередь, начинается с рыночного картографирования. В пакете же стратегических “карт”, являющихся основанием для стратегического мышления, базовой является “карта” ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО рынка.

II. Потребительский рынок Приморского края – пространство регионального развития, асимметрий рыночного контура и его новой архитектуры

Структура потребительского рынка «по-новому»

Традиционная конфигурация потребительского рынка, описываемая в учебниках классической экономики и являющаяся краеугольным камнем многих современных аналитиков, включает в себя 3 стратегических сегмента (рис. 1).

Работа Команды проекта начинается с этапа стратегического анализа, который, в свою очередь, начинается с рыночного картографирования. В пакете же стратегических «карт», являющихся основанием для стратегического мышления, базовой является «карта» ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО рынка.

Зацикливание на трехсекторной конфигурации сохраняется несмотря на произошедшие в последние 10-12 лет структурные изменения в хозяйственном комплексе ПК. Эти изменения уже подтверждаются в появляющихся новых сегментах рынка, стратегии освоения которых еще только предстоит разрабатывать (рис. 2).

Реальным свидетельством появления новых сегментов потребительского рынка является диаграмма структуры расходов населения (рис. 3.), которая фиксирует факт возникновения нового сегмента ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО рынка – «Финансового рынка». Кроме того, весьма интенсивно осваивается в последнее десятилетие «рынок труда» и гораздо в меньшей степени осваивается «рынок земли».

Таким образом, реалии современного рыночного развития в России свидетельствуют о том, что проектное и программное поле потребительского рынка расширяется за счет новых сегментов и различных комбинаций этих рынков.

На диаграмме (рис. 3) не приведены расходы населения по «рынку недвижимости», который оно в настоящее время активно осваивает. Есть, правда, в логике сегодняшнего освоения этого рынка и негативный момент, связанный с продажей квартир и домов уезжающими из края гражданами, но это уже тема отдельного разговора.

Асимметрия потребительских рынков Приморского края

Основной потребительский рынок Приморского края формируется на юге, где расположены крупные города, включая столицу г. Владивосток, и основное количество населения. Подобная концентрация есть следствие государственной стратегии развития Приморья в административной модели управления прошлого века и усиливающейся конкуренцией муниципальных образований в сфере товаров и услуг уже в новой модели хозяйствования. Концентрация и конкуренция, в свою очередь, требуют более высокой квалификации работников, более высокой зарплаты, что неизбежно приводит к росту цен. Поэтому сельчане стремятся привезти основную массу товаров в города, что делает потребительский рынок в крупных городах привлекательным за счет поступления товаров других территорий.

Вслед за товарным ресурсом происходит переток трудовых, материальных и иных ресурсов окраинных территорий, что, как следствие, порождает массу других асимметрий в конфигурации нового потребительского рынка. Уровень жизни населения на территориях повышается за счет роста денежных доходов и розничного товарооборота на душу населения, а также за счет нового сегментного наполнения (рис. 2)

    Таким образом, «на выходе» мы получаем экономико-географическую асимметрию потребительского рынка Приморского края в сторону юга и другие асимметрии, формирующие новые контуры потребительского рынка:

  • Северные районы – Центральные районы;
  • Центральные районы – Пограничные районы;
  • Городские территории – Сельские территории;
  • Континентальные районы – Прибрежные территории и т. д.

    Факторы, ускоряющие и замедляющие спрос на потребительском рынке

    Эти факторы общеизвестны, и доминирующее значение среди них имеют покупательная способность потребителей, определяющая емкость рынка Приморского края, и цены на товар, формирующие стоимость потребитель- ской корзины. Сюда же следует добавить такие факторы, как численность жителей Приморского края, доходы на душу населения и численность посещающих эту территорию гостей.

    Известно и, увы, это весьма печально, что уровень населения в Приморском крае падает, однако, чисто механистически среднедушевой доход на 1 человека растет так (рис. 4.), что в целом покрывает убыль населения, в результате чего можно зафиксировать, что емкость потребительского рынка растет.

      Правда, есть еще одна группа факторов, менее значительно влияющая на спрос:
  • сегментация населения по уровню дохода на человека;
  • возрастной состав населения;
  • род занятий населения (образование);
  • формирование новых современных форм торгового обслуживания.

    Если рассматривать фактор сегментации населения по уровню дохода на 1 человека, то получится, что доля тех, кто получает от 1000 руб. до 5000 руб. в месяц, составляет около 80% от всего населения (рис. 5). Следовательно, этот сегмент в ближайшее время будет определять основной спрос на товары, услуги, недвижимость, землю, труд, ценные бумаги и т. д.

    Отслеживать процесс социально-экономического развития и благополучие территории можно «сверху» (динамика ВРП, налоговые поступления в бюджет региона, инвестиционная привлекательность территории и т. д.), а можно и «снизу», изучая непосредственно благоприятность региона для людей, живущих в нем: развитость потребительского рынка, его структуру, развитость инфраструктуры и т. д., в общем все то, что в конечном счете влияет на формирование положительного отношения населения к месту своего обитания.

    Таким образом, для комплексной оценки качества жизни в Приморском крае кроме макроанализа особое внимание необходимо обратить на анализ потребительского рынка края. В соответствии же с этим утверждением игнорировать происходящие изменения в конфигурации и сегментации потребительского рынка сегодня недопустимо не только с точки зрения отслеживания динамики изменений конфигурации и сегментации потребительского рынка как одного из элементов комплексной оценки территории, но и с точки зрения важности работы с изменившейся «картой» потребительского рынка в процессе реализации ПРОЕКТНОГО подхода при формировании Образа будущего территории.

    А в т о р ы: Ф.Ф. Галлямов, председатель Комитета регионального развития,
    А.А. Сусликов, главный специалист,
    А.В. Леонидов, ведущий специалист Комитета.


Добавить комментарий

Войти через соцсети