Информация для тех, кто хочет воспитать умного ребёнка

«Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие
воспитанию гениев. Я отвечаю: «Нет». Единственная
цель раннего развития – дать ребёнку такое
образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое
тело, сделать его смышленым и добрым.»
Масару Ибука

«Сухая статистика: к двухтысячному году в России
каждый третий ребёнок физически нездоров, каждый
пятый психопатичен или плохо общается, каждый восьмой –
дебил, и ПОЧТИ ВСЕ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ.»
Владимир Леви

Цивилизация развивается как информационная, человечество с колоссальной скоростью накапливает ЗНАНИЯ. Чтобы овладеть знаниями необходимо ОБРАЗОВАНИЕ, неслучайно утверждают, что XXI век – век образованных людей. Образование становится ведущей ценностью в каждой семье. Во всём мире давно уже поняли, что самое лучшее вложение капитала – образование детей. Но ни престижные школы, ни система элитного репетиторства не являются гарантами получения хорошего образования. Если упущен период дошкольного детства, то «окна возможностей» плотно закрываются.

Основа интеллекта человека, а стало быть и его образованности, закладывается в первые годы жизни ребёнка: от рождения до 3-х лет, максимум, до 4-5 лет. Одной из задач «раннего начала», т.е. раннего развития и обучения детей, является развитие психических функций: памяти, внимания, воображения, логического мышления – тех основ, которые формируют способность к творческой переработке информации и к Творчеству в целом. Концепция раннего развития детей становится всё более востребованной родителями. И хотя многие считают её «ноу-хау», на самом деле, эта концепция подтверждает, что «все новое – это хорошо забытое старое». Философы и педагоги, психологи и врачи уделяли внимание раннему детству всегда. Ещё Томас Мор в своей «Золотой книге» предлагал учить детей чтению и письму на втором-третьем году жизни, обосновал необходимость раннего обучения иностранному языку.

Эффективные методы развития детей с низким уровнем обучаемости на основе игр врача и педагога Марии Монтессори (к. XIX – I пол. XX в.) приобрели сторонников во всём мире. Психолог Выготский Л.С. (его книга «Мышление и речь» вышла в 1934 г.) утверждал, что важно рано учить ребёнка понимать речь и говорить. Психолог Ж. Пиаже выдвинул тезис: «Чем больше ребёнок слышит и видит, тем больше он хочет услышать и увидеть», т.е. информированность рождает потребность в информации. Книги американца Глена Домана по раннему развитию детей есть во многих молодых семьях. В США программы раннего обучения детей финансировались уже в 50-60-е годы прошлого века. Книга японского бизнесмена, основателя фирмы «Сони» Масару Ибуки (его ребёнок имел задержку умственного развития) «После трёх уже поздно» давно уже стала мировым бестселлером. В Японии в 1969 г. была создана «Ассоциация раннего развития».

Научные исследования по раннему развитию детей успешно проводил в 1974 г. известный хирург, академик Н.М. Амосов. Он доказал, что «развитие интеллекта является главным условием формирования личности ребёнка. Здесь как нигде сказывается значение опережающей тренировки, стимулирующей созревание нервных структур коры головного мозга. В то же время здесь проявляется строгая последовательность наращивания знания и опыта». Н.М. Амосов считал, что ребёнок должен частично знать буквы к 2-м годам, все буквы к 3-м, читать слоги и простые слова в 4 года, читать хорошо (50-80 слов в минуту) – к 5 годам, читать самостоятельно, для удовольствия – в 6 лет. К 6-ти годам даже выучить таблицу умножения. Кстати, в одном из интервью министр образования России подчеркнул: «В большинстве стран мира детей начинают учить в 5-6 лет… По данным на 1 сентября прошлого года, в России около 15 тысяч малышей пошли в 1-й класс с 5-ти лет…» (статья О. Демидовой «Наступает век знаний или век безлюдья» Московский Комсомолец, 14-21 сентября 2000 г., стр. 26). Известный психолог В. Леви в рекомендациях «Что удерживает детей от наркотиков» на первое место ставит «раннее развитие интересов и увлечений», на второе – «плотную загруженность трудными и увлекательными занятиями – очень важно при том, чтобы детская самооценка не подвергалась риску…» (я цитирую 2 первых пункта из 8).

Можно продолжить называть авторитетные фамилии и имена, но давайте перейдём к родительскому опыту.

Недавно я перебирала кипу старых, пожелтевших журналов двадцатилетней давности по дошкольному воспитанию. Случайно открыла один из них, заинтересовала статья «Сын глазами отца» (Н. Русанов, ст. Ибери, Чувашия). Автор рассказывает, что в их семье 10 лет не было детей, жене этого мужчины «из-за болезни врачи запрещали рожать, но она пошла на риск и родила сына». Роды были тяжёлые – вакуум-экстрация плода. Приговор врачей – умственная отсталость ребёнка. Физически малыш был крайне слаб. Но родители не смирились с этим диагнозом и стали развивать малыша. Автор пишет: «На своём семейном совете мы решили уделить мальчику повышенное внимание, как можно больше говорить с ним, показывать и называть предметы чаще, разговаривать при сыне, чтобы он не только слышал, но и видел, как общаются его папа и мама, взрослые люди». В результате – малыш в 6 месяцев сказал «мама и папа», в 7 – дядя, тётя, баба, ту-у-у (поезд). В итоге: «Сейчас Саше 4 года. Он увлекается чтением (папа научил читать сына с помощью плакатов, целыми словами с 1,5 лет), рисованием, математикой, спортом, много времени проводит на свежем воздухе. С ребятами общителен, внимателен к сестрёнке. Приучаем его к труду». Я с удовольствием цитирую эти бесхитростные строки папы, рассказывающем об основных методах развития ребёнка – родительской ЛЮБВИ и ТЕРПЕНИИ. «Все мы из детства» – так хочется, чтобы оно было у детей и внуков счастливым. И хотя дети такие разные, любящие родители, даже не имея представления о мудрых педагогических теориях, сделав раннее развитие детей стилем семейного уклада, добиваются отличных результатов.

Время, проведённое родителями с детьми: совместные поездки на природу, где можно поиграть в подвижные игры, детские праздники с играми, сюрпризами для гостей, чтение детских книжек с их обсуждением, терпеливые ответы на вопросы малышей – всё это и есть «счастливое детство».

Однако дети, перегруженные информацией (ТВ с рекламой, бесконечные мультяшки, горы книжек плюс «новые технологии для детей»), – не в «счастливом детстве».

Родители, считающие процесс воспитания детей творческим, получающие удовольствие от общения со своими детьми и их друзьями, и сами, как правило, являются творческими личностями. После первой публикации в журнале «Восточный Базар», №5 я получила оригинальное педагогическое эссе Курдюмова Н.И., у которого трое детей с медалями закончили школу в 15-16 лет. Огромное спасибо этому умному папе, который приучал к труду, вырабатывал самостоятельность у детей своими творческими методами, весьма отличающимися от общепринятых. Дети выросли, а дружба с родителями осталась. Папа пишет: «Мы млеем от наших нежных дружеских отношений. С удовольствием поощряем их рывки и достижения».

В наше время рецидивирующей преступности среди подростков, алкоголизма и наркомании детям особенно важно родительское внимание и теплый отчий дом. У всех ли он есть? Всем ли интересны собственные дети? Известный детский хирург Долецкий с горечью отмечал, что перед проведением тяжёлых операций он беседовал с родителями детей, но многие не знали ни интересов, ни потребностей своих сыновей и дочерей. К сожалению, «счастливое детство» достаётся далеко не всем детям…

На протяжении более 15 лет педагогической деятельности по практической реализации концепции раннего развития и образования детей я постоянно слышу слова благодарности от родителей, принявших эту теорию. Рассказывая о своих повзрослевших детях, они подчёркивают: «Легко учится», «Учится прекрасно», «Один из лучших учеников в классе…».

В 2000 году мы, педагоги, встретились по инициативе родителей с нашими детками, которых обучали ещё в конце 80-ых годов. В интеллигентных, красивых юношах и девушках я с волнением и радостью узнавала наших маленьких «студентов» 4-5 лет, которые старательно учились вместе с мамами (занятия всегда у нас были «открытые»). Приведу строки об этих детях из газетной статьи тех лет: «Четырёхлетний Павлик Г. по-взрослому философичен. На уроке творчества, когда дети рисовали на тему: «Космос – наш звёздный дом», Павлик изобразил солнышко и планеты солнечной системы. Оставил и свой автограф: «Нарысовал Павлик Г. Солнычная система». Пятилетняя Алёнка К., которая тоже умеет хорошо читать и писать, очень любит игры, особенно Никитиных. Так же интересны и своеобразны другие малыши…». Наши милые детки выросли, многие окончили школу с медалями, в 14-15 лет поступили в вузы, успешно учатся, имеют разносторонние интересы – спорт, музыка, танцы, чтение.

Несколько лет назад меня пригласили на ТВ на сорокаминутный «Открытый микрофон». Звонки родителей свидетельствовали о внимании к проблеме раннего развития детей. Помню, одна из мам взволнованно рассказала, что, несмотря на насмешки и опасения близких, она очень рано начала развивать своего малыша. Сейчас радуется его прекрасным успехам в школе.

С родителями, которые считают, что раннее развитие – педагогический риск, дискутировать нет надобности. На семинаре Н.И. Зайцева по раннему чтению одна мама сказала, что у неё чтение с малышом не получается и она не видит смысла в этом занятии. Уважаемый педагог, отказавшись от дискуссии, вежливо согласился с мамой. Если родители закрыты для нового опыта, то зачем их убеждать.

Сторонников «раннего начала» немало. Тем не менее, практика раннего развития не разбивает укоренившиеся традиции вдребезги. Несмотря на всё вышеизложенное, многим родителям не следует торопиться. Во всех детских садах воспитательно-образовательный процесс осуществляется в настоящее время по хорошим государственным программам, разрешаются инновационные технологии. Разумеется, нужен высокий профессиональный уровень воспитателей и педагогов. В нашем детском саду педагогический коллектив работает по содержательной государственной программе «Детство». Хочу предостеречь родителей от некомпетентного педагогического воздействия, т.к. в последнее время появилось много различных групп «раннего развития», детских садиков на дому и т.д. На мой взгляд, доверять развитие и обучение своего малыша следует всё-таки лицензированным образовательным структурам. Не советую увлекаться ранним обучением на информационно-вербальной основе (чтение, счет), без игры, музыки, рисования, лепки. Предостерегаю и от родительского тщеславия, которое проявляется по-разному. Иногда родители посещают с малышом несколько кружков и студий, ожидая от ребёнка «высоких достижений». Постоянно демонстрируют гостям (а то и просто посторонним людям) «способности» своих деток: «Прочитай, сосчитай, расскажи стихотворение!» Уважаемые родители, пожалуйста, позвольте ребёнку быть самим собой. Заботьтесь об эмоциональном благополучии ребёнка, понимайте его чувства, уважайте процесс эмоционального познания мира, укрепляйте его уверенность в своих силах, чтобы при встрече с жизненными трудностями, он выстоял.

…В притихшей родительской аудитории трёхлетняя Лерочка быстро и выразительно читает сказку. Шквал родительских вопросов: «А мой будет так читать?». Комментировать, очевидно, не нужно. Зачем подгонять ребёнка под какой-то эталон: «А вот другие дети уже…» Не сравнивайте, пожалуйста, с другими. Суворовский закон «быстрота» и «натиск» здесь не работает. «Раннее начало» – это индивидуальный путь каждого ребёнка, не требующий ускорения.


Уважаемые родители! Если вы выбрали на семейном совете для своего малыша детский сад, приглашаем вас в гости. По средам и пятницам, с 17:00 до 19:00 мини-презентации и педагогическое консультирование для всех гостей. Приглашаем всех родителей на наш тренинг «Час игры» и другие.
Запись по телефону: 44-02-84.



Добавить комментарий

Войти через соцсети