История Сёриндзи Кэмпо
Алексей Рокитский
Сёриндзи-кэмпо как система духовного и физического воспитания возникла на Дальнем Востоке приблизительно 1500 лет назад. Исторические хроники этого периода упоминают имя легендарного индийского монаха Бодхидхармы, пришедшего в Китай в начале VI века нашей эры для проповедования буддизма в той форме, которую считал верной и вполне доступной для различных слоев населения. Между тем при дворе Линь Ву Ти, куда сначала попал монах, его трактовка буддизма, требовавшая многочасовых сидячих медитаций и углубленного взгляда внутрь себя, не была понята и принята. Бодхидхарму изгнали. Странствующий монах отправился в провинцию Хонань и поселился в монастыре Шаолинь-сы. Именно там ему суждено было найти приверженцев своего учения, ставшего впоследствии известным во всем мире под названием “дзэн”.
Однако популярность Шаолиньскому монастырю принесла отнюдь не рьяная практика дзэн-буддизма. В стенах этого монастыря была разработана уникальная система псхофизического тренинга на базе дзэн и кэмпо. Поначалу китайские монархи воспринимали кэмпо как средство поддержания здоровья и укрепления тела, ослабленного длительными сидячими медитациями, но постепенно стало ясно, что только совместная практика кэмпо и дза-дзэн (медитации) могла привести к единству духа и тела, необходимого для постижения дзэн. Хочется подчеркнуть, что единение кэмпо и дзэн, этих совершенно противоположных на первый взгляд практик, и разработка на их основе целостной системы психофизического тренинга, конечно же, требовали гибкого, неординарного ума, высокой проницательности и глубокой интуиции.
Популярность в народе монастыря Шаолинь-сы и его послушников не могла не вызывать резко отрицательной реакции со стороны китайской знати. Монастырь был разрушен, трактаты сожжены, монахи почти полностью истреблены. И хотя позже многое было восстановлено, приходится с сожалением констатировать, что кэмпо полностью исчезло из мест своего становления. Сейчас при Шаолине создан международный учебный центр, где всем желающим за определенную плату, разумеется, преподают кэмпо (цюань-фа) в его современном варианте.
Одним из выдающихся продолжателей традиций является учитель Досин Со, родившийся в 1911 году в Японии. Он воспитывался в лучших традициях Страны восходящего солнца, поэтому в круг его интересов не могли не войти боевые искусства (Будо). Начав их изучение на родине, Досин Со вскоре продолжил практику в Маньчжурии, куда вместе с дедушкой его направил отец, офицер таможни. Однако учеба под руководством китайских мастеров продолжалась недолго. Обязательства заставили Досин Со вернуться в Японию, но зародившаяся любовь к Будо не давала ему покоя. В 1928 году юноша снова едет в Китай с конкретной целью: изучить наиболее эффективные стили шаолиньского кэмпо. Достижению этой цели было отдано 18 лет. В 1946 году Досин Со возвращается на родину и создает школу, объединившую в себе глубокую практику дзэн и боевое искусство Сёриндзи-кэмпо (по китайски – Шаолинь-сы цюань-фа).
Школа Досин Со – это единственная разновидность японского боевого искусства, которая зарегистрирована как … религиозная община. Главный ее центр находится в городке Тадоцу (о. Сикоку) в буддийском монастыре с традиционно суровым укладом. Монахом становиться необязательно, но всякий, проходящий здесь обучение, должен соблюдать устав общины.
Сёриндзи-кэмпо представляет собой одно из направлений дзэн-буддизма – Конго-дзэн: в любых метаморфозах объективной реальности человек может полагаться только на собственные умения и разум. Что же касается чисто технической стороны системы Сёриндзи-кэмпо, то ее приемы не только эффектны внешне, но и сверхэффективны.
Система предполагает изучение сразу трех разделов. Первый раздел – го-хо – включает всю ударно-блоковую технику, причем внешне удары похожи на что-то среднее между европейским боксом, японским каратэ и китайским ушу. Блокирующие движения представляют собой уникальную двигательную практику. Не приветствуется специальное специальное набивание костяшек пальцев (Досин Со говорил: “зачем ломать черепицу, когда ею можно выложить крышу?!”), потому что в Сёриндзи-кэмпо областями атак являются, как правило, жизненноважные точки – цубо, для поражения которых не требуются мощные удары.
Второй раздел – дзю-хо – предусматривает изучение захватов и освобождений от них, бросков, удушений и болевых приемов. При этом, как и в го-хо, широко применяются воздействия на точки цубо, а также законы биомеханики, основанные на знании физики и анатомиии.
Третий раздел – сей-хо – включает методы наращивания потенциала человеческого организма, как духовно-энергетического, так и физического. Сей-хо закрыт для тех, кто не является официальным членом организации Сёриндзи-кэмпо: по нему не проводятся семинары и лекции, не издаются книги и пособия. Цель запрета – не допустить посторонних, имеющих дурные намерения людей к технике, которая может представлять опасность для окружающих.
В 27 странах мира существуют сегодня филиалы всемирной организации Сёриндзи-кэмпо.