Стремительная информатизация общества положила начало формированию новой культуры ведения бизнеса, неразрывно связанной с использованием Интернет-технологий. К сожалению, в нашей стране потенциал глобальной сети используется далеко не в полной мере. Большинство компаний ограничивается работой с электронной почтой и просмотром тематических сайтов. В то время как глобальная сеть уже давно превратилась в полноценную деловую среду, позволяющую укрепить систему взаимодействия между предприятием и клиентами.
Выгодно ли торговать через интернет?
Стоит отметить, что за последние два года в России четко обозначились тенденции к информатизации общества. Еще несколько лет назад сам факт наличия у компании Интернет-сайта являлся показателем цивилизованности и высокого уровня корпоративного развития. Теперь с учетом возросшей роли глобальной сети в организации бизнес-процессов особое внимание начинает уделяться соответствию сайта поставленным целям и задачам.
Например, раньше Интернет-сайт оказывал лишь косвенное влияние на прибыль организации, выполняя скорее имиджевую, нежели функциональную роль. Сейчас все чаще и чаще можно говорить о сайте как о полноценном инструменте ведения бизнеса. Многие задачи (такие, как демонстрация товарного ассортимента, постоянное представление “актуального” прайс-листа или организация сбыта продукции в другие регионы) с легкостью решаются при помощи Интернет-магазина. Неслучайно многие компании предпочитают использовать именно “виртуальные” магазины для представления своего бизнеса в глобальной сети.
Идея Интернет-магазина проста: на сайте размещается информация об ассортименте компании, включая подробное описание и фотографии для каждой единицы. Посетители могут детально ознакомиться со всеми товарами, сравнить их характеристики между собой и, в конечном итоге, оформить заказ. По статистике, около трети активной Интернет-аудитории прибегает к услугам “сетевых” магазинов, решая сделать ту или иную покупку. Часто это связано с отсутствием какого-либо давления со стороны продавца, поскольку чрезмерное внимание подчас запутывает и отталкивает потенциального покупателя. Более того, при помощи “виртуального” магазина компания может оценить спрос на новую продукцию еще до того, как будет закуплена новая партия.
Торговля через Интернет имеет ряд существенных преимуществ как для продавцов, так и для потребителей:
• возможность круглосуточного предоставления информации;
• уменьшение необходимых торговых площадей и, как следствие, снижение наценки;
• и главное – устранение географических лимитов.
«Обычный» магазин |
Интернет-магазин |
ограничен в рамках города | независимость от места расположения |
зависимость от торговых площадей | отсутствие торговых площадей |
штат продавцов | минимум персонала |
присутствие человеческого фактора | полная автоматизация учета |
заказ новинок на свой страх и риск | изучение спроса на новую продукцию |
ограниченное время работы | круглосуточная демонстрация ассортимента |
основная информация о товаре | исчерпывающая информация о продукции |
невозможность связи с клиентами | информирование клиентов о новинка |
При помощи Интернет-магазина компания может выйти на новые рынки, укрепить связи с клиентами и партнерами.
Стоит отметить, что создание Интернет-магазина не всегда преследует цель осуществление продаж в глобальной сети. Подчас “виртуальный” магазин должен только стимулировать посетителя к приобретению товаров в “реальном” магазине.
В первую очередь это связано с тем, что не все товары могут успешно продаваться через Интернет. Наиболее выгодны три категории:
• недорогие товары массового потребления (компакт-диски, видео-кассеты, книги);
• эксклюзивная продукция (марочные вина, антиквариат);
• технические новинки.
Такое положение дел чаще всего объясняется недостаточно высоким уровнем доверия населения к электронной коммерции. Большинство пользователей просто не решается переводить крупные суммы денег “в никуда”. Что касается техники и эксклюзивных товаров, то здесь в роли продавцов обычно выступают солидные фирмы, строго следящие за качеством поставляемой продукции и уровнем обслуживания.
Чаще всего основной задачей Интернет-магазина является продвижение продукции. В этом случае на сайте не предусматривается возможность оплаты. После того как пользователь выбрал товар, он может сделать заявку на приобретение, которая в свою очередь отправляется в продающую компанию. Далее с покупателем связывается администратор для обсуждения условий заказа.
Подобная схема работы особенно выгодна для организаций, занимающихся продажей достаточно дорогой продукции в рамках нескольких регионов или страны. Достоверный факт: наличие у компании Интернет-магазина увеличивает уровень доверия посетителей к данной организации.
Как известно, именно уровень доверия является важным фактором при выборе поставщика. Особенно это актуально, если заказ осуществляется из другого города или государства.
Часто сам по себе Интернет-магазин без “стационарного” представительства, без службы поддержки не может принести организации ожидаемый экономический эффект. Более того, “виртуальный” магазин, как и любой другой, вряд ли будет иметь успех без должного продвижения. Вопрос о том, каким образом будет проводиться рекламная кампания и на кого она будет нацелена должен подниматься в первую очередь еще задолго до начала реализации проекта.
Примером успешного магазина в сети можно назвать VladTrade – Владивостокский Интернет-магазин компакт-дисков. Разработанный в 2002 году XML-Studio уже через 3 месяца после начала работы он вошел в первую тройку Интернет-магазинов Приморья. Здесь в полной мере реализована система стимулирования покупательского спроса, когда попадая на сайт пользователь получает исчерпывающую информацию о продукции. На примере VladTrade ярко видно значение офф-лайн представительства. Так более 40% заказов осуществляются по телефону. Еще около 5% покупок делается непосредственно в офисе компании.
Создание Интернет-магазина – это не просто разработка сайта. Это в первую очередь маркетинговая и аналитическая работа. Только доверив работу профессионалам, имеющим опыт в реализации подобных проектов, можно говорить о получении прибыли при помощи Интернет-магазина.