Перспективы развития мобильной связи
В предыдущих номерах мы уже писали о борьбе различных стандартов, развернувшихся на поле борьбы за рынок пейджеров. Особенно ожесточенные формы эта борьба приняла в Западной Европе, которая традиционно сторонится американских идей. Но, несмотря на плотную оборону со стороны европейских производителей, поддерживающих протокол ERMES, продукты компании Motorola с пейджерами, работающими в двухстороннем протоколе FLEX, в настоящее время лидируют на рынке Западной Европы. Так что мнение о скорой смерти пейджинга несколько преувеличены.
Наиболее перспективным приложением для пейджеров в ближайшем будущем станет услуга по получении информации по заказу. В настоящее время операторы пейджинговой связи обеспокоены в основном передачей личных сообщений клиентов и некоторого набора постоянных услуг, так называемых информационных каналов. Довольно небольшой и небогатый их выбор ограничивается курсами валют, погодой, анекдотами и т.п. Развитию направления подписной услуги мешает в основном ограничение стоимости абоненской платы. Под подписной услугой следует понимать получение от абонента заказа на регулярное получение некоторой информации, требующей поиска, подбора и сортировки. К ней можно отнести биржевые котировки определенной группы ценных бумаг, расписание рейсов некоторых направлений, изменения на рынке недвижимости и подобные регулярные запросы. Для подготовки и рассылки подобной информации от оператора пейджинговой связи требуется довольно кропотливая и квалифицированная работа по поиску и подбору специфической информации. Ясно, что подобная услуга дешевой быть не может и может предлагаться при наличии следующих условий:
-
Наличии достаточного количества клиентов, которые готовы платить за предоставление подобной информации т.е. данная услуга должна быть востребована.
-
Высокую культуру поставщиков данной информации, которые должны вести электронные базы данных, доступных для просмотра операторами пейджинга.
-
Развитые Интернет-технологии, позволяющие оперативно обмениваться данными с удаленными поставщиками информации.
При благоприятном развитии финансовой ситуации в России развитие этих направлений позволит перейти к более цивилизованному способу получения информации и более полному удовлетворению запросов абонентов. Данный процесс происходит на Западноевропейском рынке, где ряд компаний-разработчиков программного обеспечения уже предложили на рынке пейджинговых услуг свои разработки информационно-поисковых систем.
Таким образом, будущий рынок информационных услуг начинает сегментироваться между представителями различных направлений компьютерного, телефонного и связного бизнеса. Не касаясь передачи информации по различным проводным и оптическим каналам связи и связанных с примениением Интернета и персональных компьютеров, мы кратко рассмотрим мобильные (использующие радиосвязь) системы, позволяющие принимать информацию в текстовом и графическом виде на персональные устройства. К ним можно отнести ранее рассмотренные пейджеры, сотовые и мобильные телефоны, различные персональные коммуникаторы на базе портативных компьютеров (notebook), суперпортативных ПК (Psion и подобные) и персональных коммуникаторов, название которых еще не стало стандартом (Palm, HP и аналогичные, работающие под управлением Windows SE). Вопросам развития и стандартизации сотовой и мобильной связи и интеграции в эту среду систем передачи данных мы постараемся посвятить одну из следующих статей в нашем журнале. Это достаточно интересное и перспективное направление, позволяющее осуществлять двунаправленный способ передачи текстовой и графической информации.
Очень интересное и перспективное направление, связанное с развитием радиомодемов различного профиля, появляется у класса портативных и сверхпортативных ПК. Появлением модемов различных классов позволяет интегрировать ПК в среду мобильной связи. Если сейчас основным средством доставки информации в компьютер является Интернет и проводной модем, то уже сейчас имеется достаточно широкий класс радиомодемов и специальных интерфейсов, которые позволяют:
-
Вводить пейджинговые сообщения в ПК непосредственно из эфира. Компанией Motorola выпускались специальные модемы для ПК, которые позволяли получать текстовые сообщения, передаваемые пейджинговыми операторами абоненту сети одновременно на пейджер и на ПК.
-
Вводить в персональный компьютер информацию через интерфейсы сотовых и мобильных телефонов. Наличие системы “передачи коротких сообщений” потенциально позволяет передавать текстовые сообщения по сети сотовой связи и через некоторые интерфейсы пересылать эти сообщения в ПК, но об этом отдельно.
-
Использовать радиоинтернет для обмена информации с ПК. Развитие этого направления Интернета позволяет использовать ПК в мобильном режиме. Кстати, если не обращать внимание на стоимостные факторы, то работать с Интернетом потенциально можно и через сеть мобильной и сотовой связи. (О разделении на “мобильную и сотовую” мы тоже постараемся объяснить в следующих номерах).
Использование радиоканалов делает действительно “мобильным” абонента, пользующегося современными средствами доставки информации. Комбинируя устройств и средства связи, можно действительно быть постоянно включенным в информационные среды и обмениваться информацией из автомобиля, самолета и т.п.
Еще одно интересное направление – “компьютерный дом”, которое, кстати, развивает компания Motorola, мы постараемся описать в дальнейших статьях. Суть же его в том, что человек постоянно находится в некоторой информационной среде, связанной с его жилищем, личным транспортом, близкими людьми, и эта среда информирует его и его близких о всех изменениях, происходящих в этом окружении (дом напоминает о внесении коммунальной связи и о нарушении охранной зоны, автомобиль требует заправки и ТО, дети подтверждают свое нахождение в школе и т.п.). В какой-то мере это напоминает фантастический рассказ, но работы в этом направлении ведутся и концепции сформулированы.