Перспективы развития мобильной связи

В предыдущих номерах мы уже писали о борьбе различных стандартов, развернувшихся на поле борьбы за рынок пейджеров. Особенно ожесточенные формы эта борьба приняла в Западной Европе, которая традиционно сторонится американских идей. Но, несмотря на плотную оборону со стороны европейских производителей, поддерживающих протокол ERMES, продукты компании Motorola с пейджерами, работающими в двухстороннем протоколе FLEX, в настоящее время лидируют на рынке Западной Европы. Так что мнение о скорой смерти пейджинга несколько преувеличены.

Наиболее перспективным приложением для пейджеров в ближайшем будущем станет услуга по получении информации по заказу. В настоящее время операторы пейджинговой связи обеспокоены в основном передачей личных сообщений клиентов и некоторого набора постоянных услуг, так называемых информационных каналов. Довольно небольшой и небогатый их выбор ограничивается курсами валют, погодой, анекдотами и т.п. Развитию направления подписной услуги мешает в основном ограничение стоимости абоненской платы. Под подписной услугой следует понимать получение от абонента заказа на регулярное получение некоторой информации, требующей поиска, подбора и сортировки. К ней можно отнести биржевые котировки определенной группы ценных бумаг, расписание рейсов некоторых направлений, изменения на рынке недвижимости и подобные регулярные запросы. Для подготовки и рассылки подобной информации от оператора пейджинговой связи требуется довольно кропотливая и квалифицированная работа по поиску и подбору специфической информации. Ясно, что подобная услуга дешевой быть не может и может предлагаться при наличии следующих условий:

  1. Наличии достаточного количества клиентов, которые готовы платить за предоставление подобной информации т.е. данная услуга должна быть востребована.
  2. Высокую культуру поставщиков данной информации, которые должны вести электронные базы данных, доступных для просмотра операторами пейджинга.
  3. Развитые Интернет-технологии, позволяющие оперативно обмениваться данными с удаленными поставщиками информации.

При благоприятном развитии финансовой ситуации в России развитие этих направлений позволит перейти к более цивилизованному способу получения информации и более полному удовлетворению запросов абонентов. Данный процесс происходит на Западноевропейском рынке, где ряд компаний-разработчиков программного обеспечения уже предложили на рынке пейджинговых услуг свои разработки информационно-поисковых систем.

Таким образом, будущий рынок информационных услуг начинает сегментироваться между представителями различных направлений компьютерного, телефонного и связного бизнеса. Не касаясь передачи информации по различным проводным и оптическим каналам связи и связанных с примениением Интернета и персональных компьютеров, мы кратко рассмотрим мобильные (использующие радиосвязь) системы, позволяющие принимать информацию в текстовом и графическом виде на персональные устройства. К ним можно отнести ранее рассмотренные пейджеры, сотовые и мобильные телефоны, различные персональные коммуникаторы на базе портативных компьютеров (notebook), суперпортативных ПК (Psion и подобные) и персональных коммуникаторов, название которых еще не стало стандартом (Palm, HP и аналогичные, работающие под управлением Windows SE). Вопросам развития и стандартизации сотовой и мобильной связи и интеграции в эту среду систем передачи данных мы постараемся посвятить одну из следующих статей в нашем журнале. Это достаточно интересное и перспективное направление, позволяющее осуществлять двунаправленный способ передачи текстовой и графической информации.

Очень интересное и перспективное направление, связанное с развитием радиомодемов различного профиля, появляется у класса портативных и сверхпортативных ПК. Появлением модемов различных классов позволяет интегрировать ПК в среду мобильной связи. Если сейчас основным средством доставки информации в компьютер является Интернет и проводной модем, то уже сейчас имеется достаточно широкий класс радиомодемов и специальных интерфейсов, которые позволяют:

  1. Вводить пейджинговые сообщения в ПК непосредственно из эфира. Компанией Motorola выпускались специальные модемы для ПК, которые позволяли получать текстовые сообщения, передаваемые пейджинговыми операторами абоненту сети одновременно на пейджер и на ПК.
  2. Вводить в персональный компьютер информацию через интерфейсы сотовых и мобильных телефонов. Наличие системы “передачи коротких сообщений” потенциально позволяет передавать текстовые сообщения по сети сотовой связи и через некоторые интерфейсы пересылать эти сообщения в ПК, но об этом отдельно.
  3. Использовать радиоинтернет для обмена информации с ПК. Развитие этого направления Интернета позволяет использовать ПК в мобильном режиме. Кстати, если не обращать внимание на стоимостные факторы, то работать с Интернетом потенциально можно и через сеть мобильной и сотовой связи. (О разделении на “мобильную и сотовую” мы тоже постараемся объяснить в следующих номерах).

Использование радиоканалов делает действительно “мобильным” абонента, пользующегося современными средствами доставки информации. Комбинируя устройств и средства связи, можно действительно быть постоянно включенным в информационные среды и обмениваться информацией из автомобиля, самолета и т.п.

Еще одно интересное направление – “компьютерный дом”, которое, кстати, развивает компания Motorola, мы постараемся описать в дальнейших статьях. Суть же его в том, что человек постоянно находится в некоторой информационной среде, связанной с его жилищем, личным транспортом, близкими людьми, и эта среда информирует его и его близких о всех изменениях, происходящих в этом окружении (дом напоминает о внесении коммунальной связи и о нарушении охранной зоны, автомобиль требует заправки и ТО, дети подтверждают свое нахождение в школе и т.п.). В какой-то мере это напоминает фантастический рассказ, но работы в этом направлении ведутся и концепции сформулированы.



Добавить комментарий

Войти через соцсети