Страхование грузов
Насколько востребованы сегодня в Приморье у отправителей и получателей грузов услуги страхования грузов (рисков, связанных с их доставкой)? Кто обеспечивает эти услуги в Приморье – сами компании-перевозчики или их отдают на аутсорсинг? Каковы тенденции рынка?
Несмотря на то, что наш регион является одной из крупнейших в стране транспортных развязок (а ряд портов получили статус «порто-франко») и страхование грузов должно является актуальным и перспективным бизнесом, сказать, что данная услуга широко востребована, я не могу. Причин тому несколько.
1. Касательно экспортно-импортных отправок «золотое правило бизнеса» – продавай на CIF, покупай на FOB (согласно «Инкотермс») – практически не действует в отношении российского предпринимательства, видимо, в первую очередь по экономическим причинам, действующей системе налогообложения и в целом государственной политике в этой области. Отсюда – подавляющее большинство интермодальных грузов, следующих как в Россию, так и за ее пределы, застраховано в зарубежных компаниях. Безусловно, по сравнению с советским периодом торговых отношений, российское страхование заметно уступило свои позиции.
2. Состояние дел с перевозчиками. По международным стандартам считается вполне логичным и цивилизованным наличие полиса страхования ответственности перевозчика перед грузовладельцем. Это, как правило, обязательное требование при проведении всякого рода тендеров среди перевозчиков и является ключевым гарантом качества оказываемой услуги. Для этого в мире существует целый ряд клубов взаимного страхования ответственности.
Увы, в нашей стране на сегодня данный вид страхования практически не востребован. Большинство перевозчиков декларируют клиенту свою полною ответственность за сохранность груза без наличия каких-либо полисов, что, по сути, является не более чем рекламной акцией. Откуда у перевозчиков могут быть специальные резервы для покрытия такого рода убытков и кто в таком случае компенсирует ущерб, возникший по форс-мажорным причинам?
3. Российские страховщики еще в недостаточной мере обладают возможностью предоставить страхователям услуги международной сети аварийных комиссаров (как правило, в силу недостатка международного авторитета и рейтингов). «Аваркомы» необходимы для качественного страхового сервиса – оперативного и профессионального урегулирования убытка в любой точке земного шара.
При этом следует отметить стремительное снижение за последние годы стоимости страхования транспортировок грузов, где порой ставки уже заметно ниже европейских. Конечно, этот аспект в определенной степени активизирует рынок страхования грузов. Российские страховщики пытаются предлагать конкурентные программы страхования грузов с учетом специфики региона. В частности, ставки по страхованию морских транспортировок соответствуют международным стандартам (от 0,05% до 0,4%) и условиям Институт лондонских страховщиков [по-русски эта организация называется именно так – я уточняла] (Institute Cargo Clauses – А, В, С). Ставки страхования авиаперевозок еще ниже: от 0,03% до 0,30%.
Несомненно, интересными являются предложения по страхованию многочисленных партий грузов, системно транспортируемых в города и районы края (продукты питания, ТНП, пластиковые окна и т.п.) в рамках генерального полиса. В этом случае страхователь получает непрерывное круглосуточное и круглогодичное страховое покрытие, а оплата страхового взноса может осуществляться в удобном для клиента формате.
Конечно же, окончательная величина страхового тарифа зависит от многих факторов (номенклатура груза, маршрут перевозки, стоимость груза, упаковка, вид транспортного средств, выбранные условия страхования и т.п.). В то же время профессиональный страховщик всегда подготовит программу страховой защиты с учетом специфики деятельности вашего предприятия и вашими пожеланиями.
Искренне надеюсь, что в ближайшие годы с развитием инфраструктуры края и расширением внешнеэкономических контактов РФ страхование грузов в Приморье займет должное место.
Продолжение следует