Страхование без страха
Машина пострадала – куда бежать?
Прежде всего, постарайтесь «спасти то, что осталось». На «страховом» языке это называется «принять меры к предотвращению и уменьшению дальнейшего повреждения застрахованного имущества и устранению причин, способствующих возникновению дополнительного ущерба». Если, например, на машине выбили ветровое стекло, то постарайтесь сделать так, чтобы из салона ничего не утащили.
Следующий шаг – вызывайте ГИБДД, милицию – оформляйте справки, протоколы и все такое. Затем нужно «обрадовать» вашего страховщика. Мешкать нельзя. Обычно вам отводится один день, не включая выходных и праздничных дней, хотя бы для устного сообщения и пять – для письменного, при угоне – и того меньше.
Я ему позвоню, а он потом скажет, что ничего не знает…
Страховщик обязан присвоить вашему заявлению номер и сообщить его вам. Кстати, устная форма сообщений – это телефонограмма, а письменная – факс и телеграмма.
Извините, но это несерьезно. Если неприятность произошла где-то в лесотундре, то там проще оленя с упряжкой найти, чем телефон. Ну как я оттуда буду факсы рассылать? А если в больницу угодил – что тогда?
Не волнуйтесь – у вас в запасе еще 30 суток на выздоровление, поиск телефона и т. п. Естественно, что в этом случае потребуется оправдательный документ, подтверждающий тяжесть ситуации, в которой вы оказались.
Хорошо, я добрался до почты и позвонил. – Что дальше?
Дальше – предъявить страховщику все то, что конкретно пострадало – поврежденную машину, искореженную магнитолу, а также – пострадавшее имущество третьих лиц, если вы оформляли риск «Гражданская ответственность». Дальнейший ход событий будет обсужден в рабочем порядке.
Это как же я потащу разбитую машину из лесотундры к страховщику?
Тащить не обязательно, если вы сами в этом не заинтересованы. Можно просто добратъся до ближайшего очага цивилизации, получить справку в ГИБДД, а затем составить калькуляцию у независимого эксперта, а заодно у него же сфотографировать поврежденную машину. А для начала – позвоните страховщику. Очень может быть, что, узнав о страховом событии, он сам направит своего эксперта в вашу лесотундру – все зависит от конкретных обстоятельств.
Нужно ли вызывать на осмотр поврежденного автомобиля виновников происшествия, если таковые имеются?
Обязательно – это в ваших интересах. Обычно страховая компания делает это сама, пользуясь справкой ГИБДД с указанием виновника. Страховщик взыскивает с него требуемую сумму, а вы будете пользоваться льготами за безаварийную езду.
Вызвать-то его вызовут, да только пошлет он всех подальше и не приедет…
Это его проблемы. Если он проигнорирует приглашение, то осмотр пострадавшего имущества будет проведен без его участия. Лучше ему от этого не станет.
А если виноват не он, а я? Предположим, поцарапал чужую «тачку».
Включайте все свое красноречие и уговаривайте свою «жертву» приехать в страховую компанию. Если же «царапина» оказалась такой глубокой, что достала до силовых агрегатов, то страховщик приедет к пострадавшему сам и заполнит все нужные «бумажки».
Давайте еще раз разберемся с «бумажками». Какие конкретно документы могут понадобиться при «разборке»? Предположим, что машину угнали…
Если машину угнали, то обычно нужно следующее: справка местного ОВД о вашем обращении по поводу угона; копия постановления ОВД по месту угона о возбуждении уголовного дела; нотариально оформленная доверенность на право получения страхового возмещения, если машина не принадлежит страхователю; документы на машину; ключи от машины и брелоки от противоугонки – полный комплект и того, и другого.
Моего соседа средь бела дня ограбили – забрали и документы, и ключи, и саму машину… Как же он предъявит страховщику то, чего у него нет?
Предъявлять похищенное не нужно – однако факт такого нападения должен быть зафиксирован в ОВД по месту грабежа.
Хорошо, вернемся к бумажкам. Из машины украли магнитолу…
При хищении дополнительного оборудования, а также при его повреждении из-за противоправных действий третьих лиц нужны следующие документы: справка ОВД о возбуждении уголовного дела с перечислением предметов и частей похищенного имущества; фотографии автомобиля и калькуляция независимого эксперта, если неприятность произошла вдали от страховщика.
А если я «влип» – влетел в чужую машину, что тогда?
Загибайте пальцы: справка ГИБДД (форма №2); доверенность на автомобиль, если он не ваш; документ, подтверждающий претензии тех, кому вы помяли автомобиль; фотографию этого автомобиля (если дело происходит вдали от страховщика); калькуляция независимой экспертной фирмы с приложением сертификата ее соответствия.
Так, а если пострадал я сам – стукнулся головой, сломал ногу…
Если речь идет о риске «Несчастный случай», то понадобится следующее:
справка ГИБДД с указанием пострадавших; документы из лечебного заведения, подтверждающие ваше состояние; заключение ВТЭК, если вы стукнулись так сильно, что обрели стойкую утрату трудоспособности.
Да, возни много, причем бегать придется самому… А когда дойдет очередь до страховщика?
После изучения вышеописанной кипы документов страховщик должен составить калькуляцию затрат по восстановлению автомобиля или выдать направление на станцию техобслуживания. Второе предпочтительнее для всех – меньше мороки. Сдал в ремонт, забрал готовую – и все дела. Страховщик все оплатит по накатанной схеме.
Это еще зачем – пусть дает деньги, я сам решу, что с ними делать…
Сделайте одолжение! Дней через десять вы получите свои деньги и можете идти в гараж к дяде Васе – хватит и на ремонт, и на угощение. С претензиями по качеству работы – по тому же адресу.
В общем, лучше быть богатым и здоровым… Что дальше – знают все. Надеемся, что теперь даже самые скупые страхователи перестанут сожалеть об отсутствии страховых случаев, дабы оправдать внесенные страховщику деньги.