Правила вербовки
Великий китайский стратег Сунь Цзы писал, что побеждает тот, кто способен разбить замыслы противника и покорить чужую армию, не сражаясь. В бизнесе тоже как на войне: чтобы занять передовые позиции, важны не столько технические возможности и численность штатов, сколько способность действовать на территории конкурента и вынуждать его сотрудников работать в своих интересах. Здесь, конечно, не обойтись без такого важнейшего инструмента, как вербовка. Как понять, что вас завлекают в чужие сети и вы находитесь на крючке, в интервью «КД» рассказал директор ОА «Пересвет» Владимир Гончаренко.
– Владимир Валерьевич, какие признаки и обстоятельства позволяют заподозрить, что подчиненных или его самого начинают вербовать, и тем самым вызвать настороженност ь руководителя компании?
– На самом деле таких сигналов и маркеров довольно мало, но все они достаточно явные. Ключевую формулу вербовки вывели еще в блатном криминальном мире – если во время сделки партнер говорит не о своей, а о вашей выгоде, то это первый признак, что вас собираются «кинуть». Тщеславие – один из самых сильных и очевидных крючков, на которые можно поймать человека. Это практически беспроигрышный вариант. У каждого из нас есть свои слабые стороны и предпочтения – кто-то любит вкусно покушать и хорошо выпить, кому-то необходимо много денег, кто-то без ума от женщин, а кому-то требуется власть. Плюс хобби, коллекционирование, страсть к определенным вещам. И задача вербовщика – найти эту персональную струну и искусно на ней сыграть. Поэтому босс должен знать слабости своих подчиненных и понимать, на что их могут поймать.
– В чем такая вербовка может выражаться в реальной жизни, каких ситуаций следует избегать?
– Как правило, к вам обращается или с вами «случайно» знакомится какой-то человек, причем очень приветливый, обходительный и дружелюбно настроенный, даже слишком. Он буквально излучает симпатию, обаяние и шарм, предугадывает ваши желания, оказывается прекрасно осведомлен о ваших политических убеждениях, кулинарных пристрастиях и художественных вкусах. Вот как раз это и должно насторожить прежде всего: почему посторонний, по сути, человек, пусть даже и вращающийся в ваших профессиональных кругах, так хорошо вас знает? Грамотный вербовщик работает тонко и ювелирно. Так что если на каком-либо мероприятии – конференции или корпоративе – к вам подсядет «коллега» и задаст невинный профессиональный вопрос, а вы, конечно, оседлаете своего любимого конька, его цель, считай, достигнута. Или, к примеру, с вами завязывает непринужденный разговор сногсшибательная блондинка модельной внешности и недвусмысленно выражает готовность продолжить знакомство в более интимной обстановке. Здесь сразу должен сработать сигнал тревоги и трезвая самооценка: а настолько ли вы привлекательны, чтобы заслужить такое внимание и интерес к вашей персоне?
– Это же касается и личных увлечений?
– Конечно! Отдыхаете вы, к примеру, на далеком заморском курорте и тут видите соотечественника, да еще и земляка. Начинаете общаться, и выясняется, что он так же, как и вы, увлекается, допустим, резьбой по дереву, созданием компьютерных игр или яхтенным спортом. При этом нет никаких внешних зацепок, которые бы указывали на подобное хобби. Вот же совпадение! И вот ваш новоиспеченный приятель со знанием дела начинает рассуждать о брамселях, ахтерштагах и галфвиндах – понятно, что вы проникнитесь к нему интересом. А это лишь означает, что человек явно собирал о вас подробную информацию, узнавал всю подноготную. Дальше – больше. В ход идут комплименты, явная или скрытая лесть, игра на ваших склонностях, угода вашему эго. У него будут исчерпывающие и аргументированные ответы на все ваши вопросы, вы получите безоговорочное подтверждение своей правоты, ваши мнения полностью совпадут. Это чистой воды психология: 90% времени человек думает о себе, остальную часть – об окружающих, близких, родных, но так или иначе эти мысли вращаются вокруг извлечения какой-то личной выгоды, необязательно материальной. Поэтому, когда к вам проявляет неожиданный и глубокий интерес чужой человек, он всего-навсего пытается извлечь определенную пользу. А уж какую именно, зависит от вашего положения, статуса, занимаемой должности, связей, профессиональных перспектив, счета в банке и т.д.
– Что вы могли бы порекомендовать руководителям компаний и собственникам бизнеса, чтобы обезопасить свои коллективы от подобных посягательств, защитить от вербовки?
– Предупрежден – значит вооружен, поэтому нужно уметь вовремя замечать признаки вербовки и проводить профилактику данных мероприятий. Они должны знать об интересах и слабостях своих сотрудников, уважать их самих, в меру поощрять и создавать здоровую атмосферу в коллективе. Еще раз повторюсь: подцепить на крючок можно любого человека, исключений не бывает. Но, когда ты понимаешь, что в отношения тебя или коллег ведется такая игра, ее можно обратить на пользу себе и компании. Здесь как в шахматах – кто кого переиграет. Также рекомендую не забывать простую истину, что главной ценностью любого коллектива являются люди, и эту ценность необходимо беречь.