Главное – уметь работать с людьми
В прошлом номере «КД» мы рассказали об организационных основах безопасности, где ключевую роль играет способность правильно выстроить взаимоотношения внутри коллектива. Какими личными и профессиональными качествами должен обладать специалист по безопасности, где кроется источник самой актуальной информации о сотрудниках и как роскошь человеческого общения поставить на службу защиты бизнеса от внешних и внутренних угроз, в интервью изданию рассказал директор ОА «Пересвет» Владимир Гончаренко.
– Владимир Валерьевич, с чего нужно начать, принимая на работу нового человека?
– Уже на этапе собеседования соискатель должен пройти специальный тест, позволяющий выявить степень его лояльности и отнести к той или иной группе. Как я уже говорил, 25% всех принятых на работу людей готовы сразу сотрудничать с другими организациями, это так называемые обиженки, 50% будут это делать в зависимости от сложившихся жизненных обстоятельств, и лишь оставшиеся 25% можно отнести к по-настоящему лояльным и верным компании сотрудникам. Поэтому специалист по безопасности должен сразу обговорить этот момент с руководителем фирмы и начальником отдела кадров, чтобы ввести данный инструмент контроля в кадровую политику и практику организации.
– Что это даст?
– Человек при приеме на работу будет стараться демонстрировать свои лучшие черты и качества, а такое анкетирование даст возможность поймать соискателя на присущих ему слабостях, комплексах, интересах и амбициях, зафиксировать их составить его психологический портрет. Специально подготовленные вопросы заденут человека за живое и вынудят его показать истинное лицо. В результате директор и зам. по безопасности выясняют, к какому типу относится работник, и далее действуют исходя из полученных данных. Самое интересное, что 25% наиболее лояльных сотрудников являются самой бесполезной с точки зрения обеспечения безопасности категорией, т.к. это люди чести, и стучать они не способны. А вот 25% потенциальных предателей однозначно клюнут на любой предложенный крючок и поведутся на самую откровенную провокацию. Также желательно максимально ограничить их допуск к материально-техническим активам фирмы и отлеживать их звонки и контакты. Конечно, речь идет исключительно о защите интересов компании, поэтому здесь необходимо держаться в определенных правовых и морально-этических рамках.
– Как быть с самой многочисленной сомневающейся частью?
– Это основной и самый благодатный контингент для вербовки, лучший материал для эффективной работы. Как на выборах – их необходимо переманить на свою сторону, финансово мотивировать, но не переоценивать, поощрять, но без фанатизма. Когда человека хвалят сверх меры, он теряет чувство реальности и неадекватно оценивает собственные возможности и значимость. Целесообразно устраивать периодические проверки на лояльность, в частности делать выгодные предложения через деловых партнеров, но здесь тоже важно знать меру, стараться соблюдать этические нормы и учитывать его жизненные обстоятельства. К примеру, если сотруднику требуется дорогостоящая операция для ребенка, он пойдет на все. Но даже элементарная помощь в каких-то бытовых вопросах, добрый совет, организация своевременной юридической консультации и небольшая премия способны склонить чашу весов лояльности в вашу сторону. Человеку всегда важно знать, что за ним стоит какая-то сила, организация, способная подставить плечо и протянуть руку помощи в трудную минуту. Тогда возникает эффект доверия и атмосфера комфорта, которые никакими деньгами не купишь.
– Каким в компании должен быть сам специалист по безопасности, какую роль играть и как выглядеть в глазах других сотрудников?
– Он должен быть темной лошадкой и серым кардиналом – за всем и всеми следить, все замечать и фиксировать, но самому оставаться в тени. С подачи руководителя за таким человеком должен тянуться шлейф из слухов и легенд при минимуме достоверной информации. Он должен внушать определенный страх и убежденность в собственном могуществе, выступать в роли особиста в советской армии – дружить против всех, быть мастером тонких провокаций и обладать максимально полным объемом сведений о каждом сотруднике.
– Каков основной источник их получения?
– Конечно, социальные сети, которые изначально задумывались и создавались как элемент слежения и контроля над обывателями. Не зря тщеславие называют одним из самых страшных смертных грехов – люди в погоне за лайками и комментариями выкладывают на всеобщее обозрение все, что можно и нельзя, делятся самыми сокровенными тайнами и пороками, хвастаются сомнительными достижениями и супружескими изменами. Соцсети – настоящий клондайк для безопасника, золотое дно и неисчерпаемый источник постоянно обновляемой информации. Здесь даже факт слишком высокой активности или полного отсутствия таковой может очень многое сказать о сотруднике. Человеческое тщеславие не имеет границ, а непомерно раздутое эго является главным мерилом собственной значимости.